Жизнь Адель

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

19.07.2017

Издательство Les Arènes выпустило в свет книгу известной журналистки, бывшей гражданской жены экс-президента Франции Франсуа Олланда Валери Триервейлер.

«Секрет Адели» повествует о романе знаменитого австрийского художника Густава Климта и Адель Блох-Бауэр, дочери венского банкира и жены крупнейшего сахарозаводчика. Правда, биографы Климта окончательно так и не разобрались, связывали ли Густава и Адель любовные узы или их отношения оставались исключительно платоническими. Тем не менее Триервейлер выстроила главную интригу именно вокруг адюльтера. Описания некоторых «горячих» сцен, иронизирует критика, напоминают пассажи из «Пятидесяти оттенков серого» британской сочинительницы Э.Л. Джеймс.

Адель была замужем за богатейшим предпринимателем Фердинандом Блохом, старше ее почти вдвое. Брак был заключен по расчету. И хотя они питали друг к другу нежные, дружеские чувства, счастливым их союз назвать сложно. После смерти двух новорожденных детей отношения совсем разладились. Супруг занимался делами, скупал заводы, а свободное время посвящал охоте. Чтобы отвлечь жену от тяжелых мыслей, Фердинанд предложил ей позировать Климту. Живописец вскружил девушке голову. Вспыхнувшая страсть оказалась настолько сильной, что Адель пожертвовала репутацией добродетельной супруги и стала притчей во языцех всей буржуазной Вены. Художник написал два портрета, один из них известен как «Золотая Адель», или «Австрийская Мона Лиза». Адель, вероятно, послужила моделью и для других работ мастера: например, «Юдифи», где заметно сильное влияние византийской школы.

Блох, несомненно, обладал отменным чутьем не только в делах, но и в искусстве. Творчество Климта стало по-настоящему выгодной инвестицией. Догадывался ли он об измене супруги или делал вид, что ничего не подозревает, доподлинно не известно.

Художник никогда не был женат и сменил множество любовниц (ему приписывают от трех до сорока внебрачных отпрысков). Богемный мэтр снискал славу еретика, бунтаря и распутника — видимо, это и очаровало молодую женщину. Климт разбудил в Адель чувственность, о которой та и не подозревала. Правда, приручить «дикого зверя» ей так и не удалось, они расстались. Однако привязанность сохранилась. Адель тяжело переживала смерть Густава, скончавшегося в феврале 1918-го после инсульта. Ему было 55 лет.

Повествование Триервейлер не сводится исключительно к амурной линии. В книге передана атмосфера Вены начала минувшего века с ее буржуазными салонами, где блистали Зигмунд Фрейд, Стефан Цвейг, Рихард Штраус, Густав Малер. Несчастная Адель искала утешения не только в объятиях Климта, она увлеклась социалистическими идеями. Сочувствовала рабочим, безжалостно эксплуатируемым на заводах мужа, и даже как-то пыталась облегчить участь их семей. Незадолго до своей кончины в 44 года Блох-Бауэр написала завещание, в котором просила супруга передать принадлежавшие им картины Климта в венскую галерею Бельведер. Однако произошло это далеко не сразу. Вопреки воле жены Фердинанд Блох оставил шедевры своим племянникам и племянницам. По иронии судьбы коллекция все-таки попала в музей, куда нацисты отправили все конфискованное у семьи имущество. Говорят, столь «щедрый» жест был сделан по личному распоряжению Гитлера. Согласно легенде, будущий диктатор, мечтавший о карьере живописца, однажды принес Климту свои работы. Картины мастеру понравились, чем фюрер очень гордился.

В 1998 году после принятия Австрией закона о реституции племянница Адель Мария Альтманн продолжила многолетнюю борьбу за полотна, принадлежавшие ее семье. В конце концов в 2006-м она одержала победу. Несмотря на то, что «Портрет Адели» для страны такая же знаковая вещь, как для России, скажем, «Неизвестная» Крамского, Австрия за неимением средств отказалась от приоритетного права на приобретение творений Климта.

В итоге «Австрийскую Мону Лизу» и другие четыре работы живописца пустили с молотка. Лоты принесли владельцам 327 млн долларов. «Портрет Адели» купил за рекордные по тем временам 135 миллионов бывший американский посол в Вене Рональд Лаудер. Дипломат повесил полотно в принадлежащей ему нью-йоркской «Новой галерее». Два года назад эта история даже легла в основу британского фильма «Женщина в золотом».

К сожалению, на презентации книги Валери Триервейлер пришлось не столько рассказывать о «Секрете Адели», сколько отвечать на вопросы о сожительстве с Франсуа Олландом, которое закончилось грандиозным скандалом. Узнав, что он нашел себе новую подругу, актрису Жюли Гайе, Валери попыталась свести счеты с жизнью прямо в правительственной резиденции. Вскоре после инцидента президент официально объявил, что положил конец альянсу с мадам Триервейлер. По словам Валери, ее, первую леди, выставили из Елисейского дворца, как проштрафившуюся горничную.

Дотошные рецензенты предполагают, что в «Секрете Адели» писательница намекает на собственную судьбу, а за образом коварного живописца маячит силуэт Олланда. «Вы никогда не покорите сердца Климта, потому что у Густава его нет», — говорится в книге. Примерно этими же словами мадам Триервейлер заклеймила своего неверного спутника.

Это не первый роман журналистки. Три года назад она выпустила скандальный опус «Благодарю за этот миг», где представила тогдашнего главу государства лицемерным, лживым и циничным политиком, поведала о нравах, царящих в Елисейском дворце. Книга, разошедшаяся огромным тиражом почти в 500 тысяч экземпляров, стала настоящим бестселлером.

Автор по-прежнему с горечью вспоминает двадцать месяцев, проведенных среди закрытой касты высокопоставленных чиновников. Этот жестокий мир играет по своим правилам, не имеющим ничего общего с обыкновенной жизнью. Там она чувствовала себя парией. «Враги даже называли меня «первой шлюхой Франции». На мою долю действительно выпали тяжелые испытания, — признает писательница, — но они меня закалили. Выбраться из депрессии помог успех книги «Благодарю за этот миг». Я обрела полную свободу, ни от кого больше не завишу. В конце концов, даже простила Франсуа, и мы иногда общаемся». Чтобы окончательно забыть о политике, журналистка написала «Секрет Адели» и приступает к следующему роману, сюжет которого пока держится в тайне.