Сезанн, откройся!

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

05.07.2017

Музей Орсе представляет выставку «Портреты Сезанна», где впервые в истории показана только эта сторона творчества мэтра, давно объявленного «отцом современного искусства». В экспозицию вошли около 70 полотен из музеев со всего мира, в том числе ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитажа.

Терзаемый сомнениями, живописец трудился над каждой вещью мучительно долго. «Чтобы понять человека и выразить его суть на холсте, — объяснял Сезанн, — нужно много времени». Своих героев, среди которых чаще других встречаются жена художника Гортензия, многочисленные родственники, крестьяне и садовник Валье, мастер просил сидеть тихо, «как яблоко», не шевелясь. Стоит отметить, что далеко не все выдерживали бесконечное позирование, растягивающееся порой, как в случае с известным арт-дилером Амбруазом Волларом, более чем на сотню сеансов. При этом, отмечают искусствоведы, Сезанн не стремился к сходству и передаче характера, не льстил, не искал психологической глубины своих персонажей. — Портрет для него, — подчеркивает куратор выставки Джон Элдерфилд, — служил лишь предлогом для нескончаемых поисков. 

«Перед нами Сизиф с головой Сократа», — записал один из биографов художника. У Сезанна была репутация мизантропа, тирана, человека грубого, неотесанного и обидчивого. Правда, еще подростком Поль близко сошелся с Эмилем Золя. Учась в одной школе, будущие гении были неразлучны. Но с годами и эта дружба сошла на нет. Писатель, к которому быстро пришли слава и деньги, по мнению Сезанна, превратился в типичного скучного буржуа. Дело дошло до полного разрыва, когда в романе «Творчество» Золя вывел бывшего друга в образе несчастного живописца Клода Лантье, который повесился, не выдержав очередной неудачи. «Как смеет Золя утверждать, что художник кончает с собой оттого, что написал плохую картину? — негодовал мэтр. — Если полотно не удалось, его швыряют в огонь и начинают новое».

Сезанна обычно относят к постимпрессионистам, но нельзя загонять гения в прокрустово ложе того или иного течения. «Он наш общий отец», — признавали Матисс и Пикассо. Автор «Герники» подражал французу, покупал его работы и восхищался «бунтарем и революционером»: «Если бы Сезанн работал в Испании, его бы там сожгли заживо». Но восторги разделяли далеко не все. «Худшего художника Франции зовут Поль Сезанн, — возмущался Сальвадор Дали. — Самый беспомощный и ужасный, он опустил современное искусство в дерьмо, которое сейчас нас всех поглощает».

Как бы то ни было, но мэтр повлиял на многие последующие течения: кубистов, фовистов, экспрессионистов. Сезаннистами считали себя представители русского авангарда во главе с Кандинским и художники из объединения «Бубновый валет» — Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Куприн. 

Слава не мешала Сезанну долгое время оставаться изгоем в мире искусства. Его картины не принимали ни галереи, ни выставки — от них отказался даже Салон отверженных, собиравший работы непризнанных мастеров. К счастью, отец-банкир оставил Полю состояние, позволявшее безбедно жить в родном Экс-ан-Провансе и творить в собственное удовольствие. «Талант губит, а деньги кормят», — наставлял Луи-Огюст своего сына. 

Одним из первых Сезанна оценил выдающийся коллекционер Сергей Щукин, который приобрел в Париже сразу восемь полотен. Сегодня шедевры мастера стоят баснословных денег. Так, в 2011-м правящая династия Катара заплатила за один из вариантов «Игроков в карты» четверть миллиарда долларов. Несколько лет картина оставалась самой дорогой в мире, пока два года назад музейный фонд того же Катара не выложил за полотно Гогена «Когда свадьба?» 300 миллионов. Узнай эту новость Сезанн, наверняка бы расстроился. В работах коллеги он видел не более чем «раскрашенные китайские картинки».

После смерти художника прошло свыше ста лет. Ему посвящены монографии, исследования, выставки. Однако творчество гения, по мнению искусствоведов, во многом по-прежнему остается загадкой. Выставка в Орсе не дает ответов, но позволяет взглянуть на Сезанна более пристально и понять его полнее.