Нормальный реалист

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

17.05.2017

18 мая в Париже сразу в трех галереях — Claude Bernard, Le Minotaure и Alain Le Gaillard — открылись выставки, приуроченные к 80-летию со дня рождения замечательного российского художника-нонконформиста Эдуарда Штейнберга. В экспозициях представлены картины, гуаши и рисунки мастера, который на протяжении многих лет работал как в России, так и во Франции.

— Я впервые увидел полотна Штейнберга в середине 80-х во время поездки в Москву, — рассказал «Культуре» галерист Клод Бернар. — Меня потрясли их музыкальность и поэтичность, духовность и умиротворенность. В них чувствовались великие традиции русского авангарда, и прежде всего — Казимира Малевича. 

В 1988 году Бернар первым на Западе показал работы Штейнберга сначала в Париже, а затем в Нью-Йорке, Брюсселе, Кёльне и других городах. 

— Глядя на картины Эдуарда, — продолжает галерист, — сразу понимаешь, что перед нами настоящий русский живописец. Его отличает особое настроение и свой взгляд на окружающий мир.

Он вышел из авангарда, который был связан с русской иконой. В творчестве Штейнберга много религиозной символики. В своих картинах мастер видел дневник, стремился соединить старое и новое время со своими впечатлениями. Себя называл не абстрактным художником, а «нормальным реалистом». Да и вообще в русском искусстве, говорил Штейнберг, не существовало чистых абстракционистов — у Кандинского с Малевичем всегда читается сюжет.

Эдуард Аркадьевич беспредельно любил Россию, радовался ее успехам, переживал неудачи. Ощущал себя почвенником — тем, кто ходит по земле и не отрывается от нее. Русская культура, по его словам, сильна своими праведниками и исповедниками — Достоевским, Соловьевым, Флоренским, Шестовым, Бердяевым, Малевичем. В его глазах они были «аристократами духа», идеалистами, обладали тайной свободой, присущей отечественной культуре. Ее отличительными чертами он называл «святость и любовь». Из наших писателей выше всех ставил Лескова. Особые отношения связывали Штейнберга с Тарусой, городом, который он считал своей родиной. «На темы Тарусы» — одна из первых выставок, устроенная им в начале 60-х в собственной квартире в Москве.

Многие искусствоведы высоко ценят деревенский цикл классика. «Деревня Погорелка стоит на горе, — пояснял живописец. — Время здесь остановилось. Река, гора, лес, поля, луга, овраги, деревья, заборы, огороды, колодцы, животные и люди — все вместе — это космос. И одновременно семья, род... Петр Лебедев, Фиса Зайцева, Лида Титова, Петя Деречев, Леша Сулоев — за каждым из них стоит история их древнего крестьянского рода, печальная история деревни, а через них — история России». 

Сегодня, пожалуй, как никогда, велик интерес к творчеству Штейнберга. В феврале — марте 2017 года в Московском музее современного искусства прошла выставка, названная фразой из его дневника — «Если в колодце живет вода». Еще одна продолжается в Праге. 

На недавней экспозиции российского искусства «Коллекция!» в парижском Центре Помпиду полотнам Штейнберга выделили целый зал. В фондах музея находится около 30 его работ. Есть они также в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Эрмитаже и многих зарубежных музеях. В доме Эдуарда Аркадьевича в Тарусе Государственный музей изобразительного искусства только что открыл «Мастерскую Штейнберга», которая должна стать резиденцией для современных живописцев. Здесь будут проходить выставки, конференции, мастер-классы.

Накануне парижских вернисажей в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли состоялся вечер памяти художника, где презентовали два документальных фильма о нем. Первый снял Жиль Бастианелли, второй — Ирина Васильева. Кроме того, за последние годы во Франции и России издано несколько монографий, посвященных мэтру. Выходят новые исследования, а ГМИИ имени А.С. Пушкина готовит полный каталог-резоне его произведений.