Жан-Поль Герлен: «Если мужчина влюбляется, значит, женщина правильно выбрала парфюм»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

24.03.2017

Легендарный парфюмер Жан-Поль Герлен только что создал коллекцию ароматов «Весна» под новым брендом My Exclusive Collection. Накануне презентации, прошедшей в Версале, мэтр ответил на вопросы «Культуры». 

культура: Вы возглавляли Дом Герлен более четырех десятилетий. Как пришли в семейный бизнес? 
Герлен: В шестнадцать начал работать вместе с дедом. Он научил меня всему, что знаю. Поначалу я не собирался посвящать себя парфюмерии, но затем это стало делом жизни. 

культура: Несколько лет назад Вы приняли решение уйти на покой. Что побудило вернуться в мир парфюма?  
Герлен: Опять захотелось создать что-то новое. Получаю огромное наслаждение от того, что остаюсь в строю, встретив 80-ю весну (так французы элегантно называют число прожитых лет. — «Культура»).

культура: Чему посвящена Ваша коллекция?
Герлен: Я люблю называть духи высшим проявлением воспоминаний, что состоят из увлечений, минувших страстей, встреч. Сегодня мои ароматы выражают больше, чем когда бы то ни было: любовь к жизни, женщинам и к искусству во всех ипостасях.

культура: Вы создали десятки парфюмов: Vetiver, Chant d’ Aromes, Guerlinade, Nahema и другие. Какой же любимый?
Герлен: Vetiver, которым пользуюсь сам. Между тем каждый аромат по-своему хорош. Все они связаны с тем или иным эпизодом моей жизни, рассказывают какую-то историю. Многие из них — плоды любовных увлечений.

культура: Ваши творения называют «вечными». Льстит такая оценка? 
Герлен: С точки зрения истории человечества вечность — понятие весьма относительное. И очень правильно, что это так.

культура: Что является источником вдохновения? 
Герлен: Любовь и женщины. Я всегда обожал прекрасный пол. Кроме того, я большой поклонник поэзии и музыки. 

культура: А как же природа?
Герлен: Она успокаивает и восхищает. Меня часто удивляют неожиданный колор, особый свет или цветы. Из самых простых растений можно составить изысканнейшие композиции.

культура: Парфюмер — в какой-то степени алхимик?
Герлен: Скорее, назвал бы его химиком. Но прежде всего он художник. В творческом процессе важны импровизация и всевозможные сюрпризы. Аромат должен отражать душу творца и одновременно личность того, кто им пользуется.

культура: Духи по-прежнему остаются искусством или превратились всего лишь в часть бизнеса?
Герлен: Клиенты моментально понимают разницу между парфюмерным изделием и подлинным шедевром.

культура: Раньше лучшими друзьями женщин называли бриллианты, сейчас ими, похоже, стали духи. Почему это произошло? 
Герлен: В первую очередь потому, что они гораздо дешевле. А главное — каждый создает свою атмосферу. Этим аромат особенно ценен и порой непредсказуем. Прекрасный пол и духи связывает животная страсть. Если мужчина влюбляется в женщину, значит, она правильно выбрала парфюм.

культура: Кто из селебрити пользуется Вашими духами?
Герлен: Многие коронованные особы, видные политические деятели, а также знаменитые актрисы. Но имена я храню в тайне. Назвать их — все равно что приоткрыть завесу над интимной стороной жизни.

культура: Говорят, что лучше всех Ваши духи носит неувядающая Катрин Денёв. Согласны? 
Герлен: Она по-прежнему великолепна. Элегантная, остроумная и очень современная.

культура: Для мужчины парфюм не менее важен?
Герлен: Он помогает покорять прекрасный пол и несет в себе некое послание.

культура: Как обнаружить в бескрайнем море ароматов свой?
Герлен: Надеюсь, шестое чувство подскажет. Только такой парфюм станет частью вашего «я».

культура: Стоит ли сохранять верность одним духам или лучше менять ароматы каждые несколько лет?
Герлен: Менять можно. Но вы всегда будете возвращаться к одному или двум парфюмам, поскольку между человеком и любимым запахом возникают счастливые ностальгические узы.

культура: Духи встречают по одежке? Отсюда исключительное значение, придаваемое упаковке, не так ли? 
Герлен: Флакон для духов подобен платью для женщины. Он должен быть простым, но выражать суть. В нем воплощено тонкое равновесие между формой и содержанием.

культура: Почему одним из лиц Дома Герлен оказалась суперстар Анджелина Джоли?
Герлен: Выбор объясняется ее изысканной элегантностью. Она и красивая женщина, и незаурядный человек.

культура: Отчего французские духи до сих пор имеют репутацию лучших в мире? В чем секрет успеха?
Герлен: Это часть нашего культурного наследия. Существует настоящее французское мастерство. Со своей стороны делаю все возможное, чтобы защитить его, и счастлив, что оно сохраняет свои позиции.

культура: С незапамятных времен Дом Герлен поддерживает особые отношения с Россией. Вспомним хотя бы названия Ваших духов: Le Bolshoi Black Swan («Большой. Черный лебедь»), Les Voyages Olfactifs Paris — Moscou («Путешествие из Парижа в Москву»), Place Rouge («Красная площадь»). Как обстоят дела сегодня?
Герлен: Нам необходимо поддерживать связь с Россией. Это потрясающая страна, невероятно богатая в культурном плане, которая служит источником вдохновения. 

культура: Какие духи, на Ваш взгляд, лучше всего подходят русским женщинам?
Герлен: Думаю, насыщенные и цветочные.

культура: Вы известны не только как парфюмер, но и как наездник, участник чемпионатов мира по выездке. Есть ли между первым и вторым что-то общее?
Герлен: Да. Выучка и точность. И в том, и в другом ремесле нужно уметь делать самые простые вещи, а это как раз труднее всего.

культура: Ваши планы на будущее?
Герлен: Работать. Постоянно создавать что-то новое. Ну и, конечно, радоваться жизни во всех ее проявлениях. 


Справка «Культуры»

Жан-Поль ГЕРЛЕН родился 9 января 1937 года в Париже. В юности мечтал стать профессором филологии, но из-за проблем со зрением решил переключиться на парфюмерию. В течение некоторого времени стажировался в качестве «носа» у своего деда Жака, а в 1955-м окончательно присоединился к семейному бизнесу. Оценив талант внука, в 1956-м Жак Герлен передал руководство в руки Жан-Поля, превратившего компанию во всемирно известный бренд. За 45 лет ему удалось создать более сорока ароматов, популярных во всем мире: Vetiver (1959), Chant d’ Aromes (1963), Habit Rouge (1965), Chamade (1969), Guerlinade  и Parure (1973), Eau de Guerlain (1974), Nahеma (1979), Jardin de Bagatelle (1983). 

В 1994 году Жан-Поль Герлен продал компанию мегакорпорации роскоши LVMH, которая владеет брендом Guerlain и по сей день. Мастер продолжал сотрудничать с модным домом, придумывая ароматы параллельно с группой молодых парфюмеров. Однако с продажей многое изменилось, и в первую очередь — ритм. Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999-м на рынок было выброшено девять ароматов, большая часть из которых — limited edition, то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос. Герлен уволился из своей компании в 2002 году.

В табели о рангах самых богатых французов за 2011 год Жан-Поль Герлен и его семья заняли 27-е место с состоянием в 1,915 млрд евро.


Фото на анонсе: Manuelle Toussaint