26.02.2017
В XVII столетии некогда господствовавшая религиозная тематика отошла на второй план, уступив место бытовым сценкам, интерьерам, натюрмортам, портретам, пейзажам. Разразился настоящий бум. Так называемые «малые голландцы» изображали не только бюргеров, но и ученых — географов, астрономов, ботаников. В сущности, именно они положили начало реалистической школе, которая постепенно распространилась на другие европейские страны.
Экспозиция Яна Вермеера — событие исключительное даже для Франции, где находятся всего две работы именитого голландца, обе в Лувре. Последний раз «Дельфтский сфинкс» — как говорят о нем искусствоведы — выставлялся здесь более полувека назад. Сегодня Вермеер стоит в одном ряду с величайшими живописцами — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Тицианом, Рембрандтом, Рубенсом. Однако при жизни о нем знали только в Дельфте, где он появился на свет в семье ткача в 1632-м и умер в 1675-м. Некоторые эксперты считают его самоучкой, другие — учеником Карела Фабрициуса.
Вермеер создавал обычно всего две картины в год — не потому, что медленно работал, а потому, что не хватало времени. Живопись была для него отнюдь не главным источником дохода (да и труды его в основном приобретали местные «меценаты» — пекарь и печатник). Чтобы прокормить большую семью, мастеру приходилось выступать в роли арт-дилера, заниматься трактиром, руководить гильдией художников Святого Луки.
Трудился мэтр в двух маленьких комнатах в доме своей тещи, куда перебрался после женитьбы. Он варьировал одни и те же интерьеры и писал одних и тех же персонажей — главным образом женщин. Можно предположить, что на нескольких картинах изображена его жена Катарина.
Уже в наши дни известный британский художник Дэвид Хокни и еще несколько знатоков пытались доказать, что Вермеер фактически выступил предтечей фотореализма. Для достижения наибольшего эффекта голландский мастер, якобы, пользовался техническими гаджетами типа камеры-обскуры или сферических зеркал. Впрочем, другие специалисты опровергают эту точку зрения.
В своих полотнах «сфинкс» задал немало загадок, которые и три с половиной века спустя остаются нерасшифрованными или имеют разные толкования. Многие из них воспринимаются даже как притчи. Так, весы в руках у женщины на одной из работ обычно считают аллегорией Божьего суда.
При жизни Вермеер никогда не преуспевал. Дела пошли совсем плохо после того, как в 1672 году Франция объявила войну Голландии. Картины покупать перестали, а бизнес рухнул. Преждевременную кончину мужа Катарина объясняла нервным истощением. «Ян умер, потому что стыдился разорения», — записала она в дневнике. Своему семейству он оставил долги и десяток произведений — в основном чужих.
Возвращению на первые роли Вермеер во многом обязан импрессионистам и Ван Гогу, которые им восхищались. Его творчество нашло отражение не только в живописи, но и в литературе, причем у таких разных авторов, как Марсель Пруст и Агата Кристи.
Режиссер Питер Веббер снял фильм «Девушка с жемчужной сережкой», а Питер Гринуэй сочинил либретто для оперы Луи Андриссена «Письма к Вермееру». Наконец, российский астроном Людмила Карачкина назвала в честь голландского мэтра астероид, открытый ею в начале 80-х годов прошлого века в Крымской обсерватории.
В период Второй мировой войны известный художник и фальсификатор Хан ван Мегерен наладил для нацистских вождей конвейерное производство «вермееров». Его виртуозные подделки долгое время вводили в заблуждение даже самых именитых экспертов. И сегодня, увы, нельзя исключать, что среди общепризнанных шедевров, украшающих лучшие музеи мира, тоже оказался фальшак…
Фото на анонсе: louvre.fr