Высокое собрание

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

23.09.2016

В парижском аукционном доме «Друо» 4 ноября состоится распродажа коллекции Ирины и Феликса Юсуповых, принадлежащая известному мексиканскому скульптору и художнику Виктору Мануэлю Контрерасу. 

На торги выставлены 120 лотов — картины, бюсты, иконы, фотографии, документы, личные вещи легендарной княжеской четы. Бесценное семейное наследие Виктору Контрерасу передала после смерти родителей дочь Юсуповых — графиня Ирина Шереметева. С тех пор на протяжении десятилетий собрание хранилось в резиденции скульптора в городке Куэрнаваке в 80 километрах к югу от Мехико. 

«Грядущие торги — событие историческое», — подчеркивает эксперт Сириль Буле. — Самый дорогой лот, оцениваемый в 200–250 тысяч евро, — серебряная статуэтка Юпитера работы Бенвенуто Челлини, которую князю удалось вывезти из России. Самый трогательный — эмалевая коробочка с русской землей. Юсупов держал ее в руках 27 сентября 1967 года в Париже за считанные часы до собственной кончины.

С молотка пойдет и великолепный наряд (эстимейт 25–30 тысяч евро), в нем будущий убийца Распутина появился на балу 11 июля 1912-го в Лондоне. «По возвращении в Англию получил я приглашение на костюмированный бал в Альберт-Холл, — писал Юсупов в мемуарах. — Времени имелось довольно и, успев съездить на каникулы в Россию, я заказал в Петербурге русский костюм из золотой с красными цветами парчи XVI века. Вышло великолепно. Кафтан и шапка расшиты были брильянтами, оторочены соболями. Костюм произвел фурор. В тот вечер со мной перезнакомился весь Лондон, а назавтра фотографию мою напечатали все газеты». 

— В то время Феликс учился в Оксфорде, — рассказывает Буле, — где слыл, по словам очевидцев, «самым красивым юношей, когда-либо существовавшим на Земле». Имя князя было окружено легендами, связанными с флером загадочности, несметным богатством и эксцентричностью рода. Феликс был последним из князей Юсуповых.

После женитьбы на Ирине Романовой, единственной племяннице Николая II, внучке Александра II, он стал близким другом императорской фамилии. После революции Феликс Феликсович уехал с семьей в Крым, откуда на борту британского линкора «Мальборо» добрался до Мальты, а потом оказался в Лондоне и, наконец, обосновался в Париже. Наряду с фамильными драгоценностями ему удалось вывезти две картины Рембрандта. 

В «Друо» также представлена коллекция из 25 гротесков Феликса Юсупова (2000–4000 евро каждый), он выполнил их на Корсике. «В те годы мне вдруг страшно захотелось рисовать, — вспоминал автор. — До сих пор рисовала Ирина: она изображала всякие фантастические образы — лица с огромными глазами и странными взорами, казалось, каких-то нездешних существ. Под впечатлением, видимо, Ирининых рисунков затеял я свои. Отдался рисованию с жаром. Приковало к столу точно колдовской силой. Но получались у меня не ангельские создания, а кошмарные видения. Словно злая сила, поселившаяся во мне, владела моей рукой... Кончил я рисовать так же внезапно, как и начал. Последний мой персонаж вполне мог сойти за самого сатану. Профессиональные художники, которым я показал своих уродцев, удивлены были технике моей, которой, по их словам, добивались обычно годами занятий. А ведь я в жизни не держал ни карандаша, ни кисти, пока не заболел моими монстрами». 

Кажется, впервые часть этих гротесков демонстрировала парижская галерея «Арк-ан-Сен» в 1988 году. Тогда владелец галереи Кристиан Бутонье предлагал подарить их Юсуповскому дворцу на Мойке, где в ночь на 17 декабря 1916-го при участии Феликса был убит Григорий Распутин. Однако в тот период в Северной столице никто не проявил интереса к творчеству князя.

Кроме того, на нынешней распродаже выставлены два складных серебряных иконостаса, хрустальная печать князя с фамильным гербом, копия знаменитого портрета Валентина Серова, запечатлевшего 16-летнего Феликса с собакой. Есть много фотографий княжеской четы и членов императорского дома, а также снимки, на которых Ирина демонстрирует платья дома моделей ИРФЕ, созданного супругами в 1924 году. Из личных вещей — четки князя и янтарный с золотом мундштук княгини. 

Контрерас был близким другом и протеже Юсуповых. Они познакомились в Париже, где 18-летний мексиканец учился в Академии изобразительных искусств. Князь считал его приемным сыном и помогал карьере начинающего художника. В течение пяти лет Виктор жил в небольшом особняке Юсуповых на парижской улице Пьер Герен, там недавно установили мемориальную доску. «В свои 75 лет, — говорит Буле, — Контрерас остается красивым мужчиной и очаровательным человеком».

Сегодня семейный дом принадлежит внучке Юсуповых — Ксении Сфири. Она весьма тесно связана с нашей страной: возглавляет французскую ассоциацию друзей Мариинского театра, а несколько лет назад даже получила российское гражданство.  

В одном из недавних интервью Контрерас сообщил, что в Куэрнаваке у него якобы есть «Музей Юсупова». Правда, в настоящий момент экспозиция временно закрыта. Наиболее ценные раритеты хранятся в банковских сейфах. Видимо, на парижские торги он отдал лишь часть своего собрания.

Уместно отметить, что это далеко не первая распродажа юсуповского наследства. В ноябре 2014 года в том же «Друо» были проданы другие уникальные материалы: переписка Феликса с женой и великим князем Дмитрием Павловичем, документы, имеющие отношение к убийству Распутина, личные вещи, а также Библия императрицы Марии Федоровны. Их нашли в чемодане, хранившемся в подвале дома Юсуповых в Париже. Самое интересное тогда приобрел для России фонд «Связь времен» Виктора Вексельберга. Хочется надеяться, что и на сей раз предметы, представляющие исключительную ценность, вернутся на историческую родину.