В аванГарде русского искусства

Ксения ПОЗДНЯКОВА

11.05.2016

На севере Италии состоялся фестиваль «Русская весна на озере Гарда». Благодаря стараниям Дирекции международных программ городки Гарньяно, Чечина, Тиньяле и Сирмионе, жемчужинами обрамляющие живописные берега Гарды, получили возможность приобщиться к культуре нашей страны.

«Каждый день здесь представлена насыщенная программа, что свидетельствует о дружбе и сотрудничестве, которые существуют между Гарньяно и Россией. Надеюсь, эта неделя поможет взаимному проникновению двух культур и позволит нам лучше понять друг друга», — сказал на открытии форума мэр города Гарньяно Джованни Албини. 

«Выбирать площадку для фестиваля в Италии очень сложно, потому что устроить смотр хочется буквально на каждом шагу. Но в Гарньяно важно другое, хотя это и вправду восхитительное место, — здесь живут неравнодушные люди, которые очень тепло относятся к России. Главная заслуга «Русской весны» в том, что жители и гости региона озера Гарда могут оценить богатство и разнообразие нашей культуры и насладиться ею», — подчеркнул Генеральный, консул Российской Федерации в Милане Александр Нуризаде. 

Открылся фестиваль экспозицией художника и сценографа Анны Нежной «Портреты звезд Русского балета Сергея Дягилева — Ида Рубинштейн». Тема вернисажа выбрана не случайно, так как имя Рубинштейн ассоциируется с писателем Габриеле Д’Аннунцио, чья усадьба Витториале расположена недалеко от Гарньяно.

Как отметила автор выставки, идея пришла ей в голову еще в 2009 году, когда она впервые попала в эти края. «Я очень люблю Италию, но именно посещение озера Гарда, Гарньяно, музея Витториале натолкнуло меня на мысль показать здесь мои работы. Это место является настоящим перекрестком культур. А ведь «Русские сезоны» объединили огромное количество талантливых людей и заложили идеи мультикультурализма. В работе над реконструкцией дягилевских балетов (премьера состоялась в Мариинском театре в 1994 году) и переносом этих произведений под руководством Карлы Фраччи на сцену Оперы ди Рома, мне кажется, удалось создать проект, который связан не только с образами Сергея Дягилева и Иды Рубинштейн, но и с этим местом, музеем Витториале и личностью Габриеле Д’Аннунцио. Я очень благодарна Дирекции международных программ за то, что она предоставила уникальную возможность интегрироваться в итальянскую культурную жизнь и показать связь русских артистов, художников, продюсеров с местными мастерами», — рассказала художница «Культуре». 

Меломанов, да и всех гостей фестиваля покорили выступления Камерного хора студентов и воспитанниц Санкт-Петербургской православной духовной академии под руководством Раисы Гундяевой и солистов Академии молодых певцов Мариинского театра Екатерины Латышевой и Тараса Присяжнюка. Не менее бурных оваций удостоились артисты ансамбля детского народного танца «Луч солнца» из Республики Северная Осетия — Алания. Их концерты состоялись на центральных площадях Гарньяно, Сирмионе, а также в театре городка Тиньяле. Зрители долго не хотели отпускать юных танцоров, скандируя «Браво!». 

В заключительный день фестиваля, 11 мая, в Дворике Святого Франциска прошла выставка молодых художников по итогам работы передвижной академии искусств. Ребята представили полотна, запечатлевшие не только лазоревую гладь озера Гарда, вдоль которого вместе с туристами прогуливаются важные утки, но и утопающие в зелени и цветущих апельсиновых деревьях окрестности с церквями, палаццо, крошечными магазинчиками... Уютный, невероятно обаятельный мир подлинной Италии, столь милый русскому сердцу. И нет сомнений, что чувство это взаимное. 


Татьяна ШУМОВА: «Наш фестиваль — плод усилий многих людей, которым не безразличен имидж России»

В разгар смотра «Культура» задала несколько вопросов руководителю Дирекции международных программ, заслуженному деятелю искусств РФ Татьяне Шумовой.

культура: Форум «Русская весна на озере Гарда» входит в цикл культурных миссий в Италии. Судя по всему, слово «миссия» выбрано не случайно. В чем Вы видите сверхзадачу мероприятия?
Шумова: Главным для нас является тот положительный отклик, который возникает по отношению к нашей стране и гражданам России. Все это осуществляется через культуру, с помощью замечательных молодых музыкантов, художников, гостей фестиваля, которые приезжают и дарят свое искусство итальянским зрителям. И, конечно, подобное дружеское общение позволяет представить россиян в истинном свете. 

культура: В Италии Вы проводите несколько фестивалей — их отличает регулярная основа, все становятся традиционными. Например, незадолго до Гарды прошел форум в Венеции. Италия — любовь особая? 
Шумова: Многие наши проекты живут десятилетиями. Скажем, фестивалю молодой российской культуры в Италии — более двадцати лет, смотру в Венеции — одиннадцать. Кроме того, мы выступаем организаторами семи фестивалей российского кино, смотра в Бари, «Российской культурной миссии в Милане», форума «Россия — Италия. Сквозь века», который традиционно проходит в декабре в Риме. Такое обилие проектов, конечно, не случайно. Мне кажется, мы очень похожи: у нас открытые души, горячие сердца, Россию и Италию объединяют восприимчивость, тяга к познанию других народов. И поэтому, несмотря на то, что были объявлены санкции, наши проекты не почувствовали на себе их влияния. Нас принимают с не меньшим радушием, чем раньше. Я могу судить по тем областям, где мы работаем: их руководство всегда поддерживало Россию и выступало против каких-либо ограничений. 

культура: Смотр на Гарде относительно молодой. Как зародилась эта идея? 
Шумова: Многие проекты возникают не только по нашему желанию, но и по заявкам итальянской стороны. Будучи гостями «Российской культурной миссии в Венеции», мэр города Гарньяно господин Албини и асессор по культуре господин Скарпетто выступили с инициативой стать первыми учредителями русского фестиваля на озере Гарда. 

культура: По какому принципу выстраивалась программа нынешнего форума?
Шумова: Где бы ни проходили наши мероприятия, главным критерием для нас является разножанровость, поэтому всегда работает выставка, действует передвижная академия искусств — в этом году участниками стали студенты художественного факультета ВГИКа. Затем, конечно, музыка. Если, например, в 2015-м мы открывались симфоническим оркестром, то в этом решили привезти Камерный хор студентов и воспитанниц Санкт-Петербургской православной духовной академии. Теперь уже могу сказать, что все прошло успешно. Не последнюю роль сыграло участие молодых солистов Мариинского театра. И, конечно, наши итальянские коллеги хотят видеть танцевальные коллективы. В прошлом году мы представляли российский центр, а в этом Северная Осетия — Алания подарила выступление молодежного ансамбля «Луч солнца». Наша задача — показать, что Россия многонациональна, многообразна и невероятно богата талантами.

культура: В условиях экономического кризиса как удается организовывать столь масштабные программы?
Шумова: Ни для кого не секрет, что бюджетное финансирование сократилось, но тем не менее Министерство культуры не оставило наш проект. Очень большой вклад вносят коллеги из Гарньяно и других городов, вовлеченных в этот фестиваль. Часть расходов по проживанию, питанию артистов, по обеспечению концертных площадок берет на себя принимающая сторона, что значительно облегчает нашу работу. Само собой, есть помощники, спонсоры и благотворители. Наш фестиваль — плод усилий многих людей, которым небезразличен имидж России. 

культура: Вы работаете практически без пауз. Завершаете «Русскую весну на озере Гарда» и сразу отправляетесь в Бари — на «Летний сад искусств». Как он возник?
Шумова: Фестиваль российского искусства в Бари состоит из двух частей: проходящего в мае «Летнего сада искусств» и декабрьского смотра апулийской культуры в Москве, который стартует в день Николы зимнего. Форуму в этом году исполняется десять лет. С самого начала фестиваль задумывался не только как демонстрация российского искусства, но и как чествование Николая Чудотворца. Кульминацией всегда является божественная литургия в базилике Святителя Николая. 

культура: Как это повлияло на формирование программы?
Шумова: Мы первоначально определили обязательным участие хорового коллектива. Уже выступали хоры Сретенского и Данилова монастырей. За десять лет было представлено много епархий, знаменитых коллективов. В этом году на фестиваль направляется хор Московской епархии, который включает в себя и студентов Коломенской семинарии, а также настоятелей храмов Московской области. Естественно, тематика выставок тоже связана с религиозными программами. Я имею в виду те из них, что проводятся в портике пилигримов, выставочной площадке фестиваля, находящейся напротив базилики. Как правило, у нас проходят две экспозиции, вторая программа открывается в университете города Бари. На сей раз она посвящена Году российского кино. Также в университете пройдут кинопоказы, приедет гендиректор Киностудии имени Горького Сергей Зернов. 

культура: В рамках фестиваля будет подписано соглашение между барийской консерваторией и училищем при Московской консерватории. Каковы его цели?
Шумова: У нас есть уже подобный опыт в Германии, во Франции. Надо сказать, такие двусторонние отношения со временем начинают жить своей жизнью: преподаватели ездят друг к другу, осуществляется студенческий обмен, устраиваются совместные концертные программы. И нам очень приятно, что мы даем посыл творчеству молодых музыкантов.

культура: Города мира, куда Вы привозите образцы российского искусства, искренне ценят фестивальные встречи. Кто главные зрители в Бари? Местные жители или паломники? 
Шумова: Бари — крупный город Италии. Много интеллигентной публики как среди местных жителей, работников и студентов университета, так и среди туристов. Паломники тоже приходят к нам, правда, в основном на службу и церковные выставки. Для них бальзам на душу — красота литургии в исполнении наших замечательных хоровых коллективов.

культура: После Бари Вас ждет небольшая передышка или сразу же начнется подготовка к следующим мероприятиям? 
Шумова: На 12 мая, как раз в перерыве между «Русской весной на озере Гарда» и «Летним садом искусств» в Бари, запланировано открытие выставки, посвященной нашему проекту передвижной академии искусств, в Государственном музее современной истории России. Посетители смогут увидеть полотна молодых художников, созданные в живописных местах России и Италии, а также произведения скульпторов, которые каждый год выезжают работать в город Пьетрасанта, где Микеланджело отбирал и приобретал мрамор для своих творений.

А в июне начинается фестивальный проект под названием «Молодая российская культура в Италии». Открываем его всегда на римской вилле Абамелек в День России.