Французов научат любить по-русски

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

15.03.2016

14 марта в Париже стартовал кинофестиваль «Когда русские любят». Открылся смотр знаменитой лентой Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Всего в программе около пятидесяти фильмов, среди которых «Сибириада» и «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского, «Без свидетелей» и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского, «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, «Асса» Сергея Соловьева, «Свадьба» Павла Лунгина, «Кукушка» Александра Рогожкина, «Прогулка» Алексея Учителя, «Любовь в СССР» Карена Шахназарова, «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «14+» Андрея Зайцева. В рамках феста пройдет ретроспектива классика отечественного кинематографа Бориса Барнета. Кроме того, состоится конкурс документального кино наших молодых режиссеров.

Фестиваль, организованный ассоциацией «Русские берега», проходит в четырех кинотеатрах под патронажем Елисейского дворца с участием видных деятелей французской культуры: Пьера Ришара, Мишеля Леграна, Изабель Юппер, Бертрана Тавернье. Открытие смотра посетил президент Франции Франсуа Олланд. Председательствует на кинофоруме известная актриса Маша Мериль, урожденная княжна Мария Владимировна Гагарина.

— На Западе, включая Францию, плохо знают Россию, — ​сожалеет Мериль. — ​Во все эпохи, от Екатерины Великой до нынешних времен, у одних она вызывала восхищение, другие ее боялись. Даже сегодня Россия остается загадкой, но по-прежнему очаровывает каждого, кто там побывал. Надо сказать спасибо российским кинематографистам за их шедевры, которые открывают нам великую страну и ее культуру. Я люблю русское кино, ибо оно больше, чем кино, — ​продолжает Мериль. — ​К сожалению, эти фильмы — ​редкие гости во Франции. В прошлом году в прокате было всего семь картин.

Изменить такое положение намерены «Русские берега», их возглавляет кинематографист и продюсер Марк Рюскарт. В прошлом году эта ассоциация организовала первый смотр российского кинематографа — ​«Когда русские смеются», посвященный комедиям. Марк Рюскарт видит проблему в том, что широкая публика не знает наших актеров, и призывает шире распахнуть двери для «важнейшего из искусств».

— Маша Мериль, Бернар Тавернье, Клод Лелуш и я, мы хотим представить французской публике великое русское кино, которое, к сожалению, у нас не так хорошо известно, — ​подчеркивает Рюскарт. — ​Именно поэтому мы вместе с генеральным директором «Мосфильма» Кареном Шахназаровым и сценаристом Александром Адабашьяном составили широкую панораму не только из классических лент о любви, но и из фильмов молодых русских режиссеров. Надеюсь, завтра они займут достойное место в российском кино, — ​говорит Рюскарт. — ​Мы пригласили молодого режиссера, выигравшего приз фестиваля короткометражных фильмов в Клермон-Ферране, где французские профессионалы соседствуют с молодежью. С другой стороны, наша команда и я сам в свое время спродюсировали фильм Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» — ​стараемся создавать совместные производства.

По мнению главы ассоциации «Русские берега», необходимо сохранить тесные культурные связи между Россией и Францией.

В июле в Москве в качестве ответного жеста проведут кинофестиваль «Когда французы любят». Тогда и сравним, шутят организаторы, у кого это лучше получается.