Американские праймериз: народ против олигархов

Петр АКОПОВ

02.03.2016

Дональд Трамп уверенно идет к Белому дому — на прошедших во вторник первичных выборах он подтвердил свое лидерство в Республиканской партии. 

Соперники еще пытаются дотянуться, но шансов у них практически не осталось. Расправившись с двумя кубинскими сенаторами, миллиардер примется за своего единственного настоящего противника — кандидата от демократов Хиллари Клинтон. Не исключено, победит и бывшую первую леди.

В супервторник, 1 марта, в 11 штатах сторонники демократов и республиканцев определялись, кого они хотят видеть выдвиженцем от своей партии. До этого праймериз проходили только в четырех штатах, так что нынешнее голосование являлось во многом решающим. Нет, победитель не гарантировал себе успех — но создавал тенденцию, которую очень сложно будет переломить. И по итогам супервторника можно сказать, что в ноябре американцам предстоит выбирать между Трампом и Клинтон. Ожидаются не просто самые жесткие и скандальные выборы в американской истории, но и выборы, которые окажут огромное влияние на всю политическую систему США. Причем даже в том случае — все менее вероятном, — если истеблишменту удастся-таки обеспечить избрание Хиллари Клинтон.

Однако почему мы считаем, что Трамп и Клинтон уже победили, ведь борьба формально не закончена?

Во-первых, Трамп лидирует еще и по всем опросам. У республиканской элиты  не вышло напугать избирателей разговорами о «ненормальности» и «неизбираемости» этого кандидата. Он пользуется огромной поддержкой белого протестантского населения (того, что раньше было основой Америки), за него голосуют и различные меньшинства, включая тех, кто, по идее, должен быть оскорблен его речами — как подсказывали им дирижеры антитрамповской кампании. За миллиардера, например, многие латиноамериканцы и мусульмане. Уже сейчас рейтинги Трампа среди республиканцев — 35–50 процентов. Он по меньшей мере вдвое опережает главного конкурента, сенатора с кубинскими корнями Круза. Тот хоть и выиграл в супервторник в двух штатах  (включая родной Техас), хоть и называет Трампа мошенником, который сам «был частью вашингтонской коррумпированной системы на протяжении сорока лет», победить не сможет. И уж тем более не одолеет фаворита другой сенатор-кубинец — Марко Рубио, странным образом сумевший взять верх в одном штате. Остановить Трампа легальным путем республиканские правящие круги не в состоянии: если вдруг из-за каких-то махинаций его не выдвинут на июльском съезде, это вызовет раскол в самой партии и неминуемое поражение в ноябре. Понимая это, часть партийной верхушки еще до супервторника начала перебегать к явному лидеру — и процесс будет набирать силу. Хотя, естественно, и диффамация Трампа, и борьба с ним Круза и Рубио продолжатся до конца праймериз — в том числе для того, чтобы повязать миллиардера какими-то обязательствами при официальном выдвижении. 

Еще одна традиционная особенность американских выборов: должен быть как минимум один кандидат от истеблишмента. Нынешняя кампания идет под лозунгом «Снесем коррумпированную вашингтонскую машину» —  обличение продажных политиканов, обслуживающих интересы больших денег и подмявших под себя всю политическую систему, объединяет Трампа с соперником Клинтон Сандерсом. Но если первого остановить уже невозможно, то социалист Сандерс, хотя и показывает феноменальный рост рейтингов (он уступает Клинтон всего несколько процентов), все же не сумеет выиграть партийные праймериз. Да, в супервторник он взял четыре штата из 11, еще в одном был практически на равных, да, будет биться до конца и даже попытается устроить «внутрипартийную революцию» на июльском съезде, однако выйти в финал ему не удастся. Отчасти и из-за Трампа, успех которого стал дополнительной гарантией выдвижения Клинтон — реальные хозяева страны не могут остаться без «своего» кандидата, партийность в этом случае не имеет принципиального значения.

Конечно, республиканские «Буши» (так обозначают правящую потомственную «аристократию») никогда впрямую не поддержат демократа. Но в ситуации, когда они теряют контроль над собственной партией и возникает реальная угроза избрания неуправляемого президента (а Трамп еще и очень условный республиканец), для многих из них ставка на Клинтон становится вполне допустимой. 

Бывшая первая леди по опросам пока опережает оппонента — в среднем на три процента. Однако прямой схватки между ними еще не было. В том, что Трамп «порвет» соперницу на осенних дебатах, можно не сомневаться. Демократам нечего ему противопоставить, традиционная ставка на голоса различных меньшинств, которые во многом являются их опорой, уже сейчас дает сбой. Между тем главными будут не партийные выборы, а голосование по вотуму доверия американцев своей политической элите. И в этом случае у Клинтон, которая своей искусственностью как будто специально олицетворяет бездушную и холодную «вашингтонскую машину», просто нет шансов против харизматичного, несистемного и «народного» Трампа.