Олд-бум

Ирина МАККЕЙ, Сан-Франциско

17.11.2015

Сейчас в США около 44 миллионов пенсионеров, и, согласно прогнозам, к середине века их число удвоится. Стареет поколение бэби-бумеров, родившихся в первые двадцать лет после Второй мировой. Им предсказывают нелегкие времена. 

На заслуженный отдых американцы имеют право уйти в 66 лет — и мужчины, и женщины. Теоретически, можно настоять на этом и в 62 года, однако и без того скромные пожизненные выплаты сократятся почти на четверть. Средняя социальная пенсия — примерно 1200 долларов. Много это или мало? Судите сами: содержание дома или квартиры с оплатой электричества, газа, воды, телефона, а также с учетом ежегодного налога на недвижимость, составляющего один процент от реальной стоимости жилья, доходит до тысячи долларов в месяц. Прибавьте расходы на питание, одежду, транспорт, страховку и местные налоги на развитие города (жители Сан-Диего, например, платят даже за содержание зоопарка). Неудивительно, что многочисленные книги и статьи, адресованные будущим пенсионерам, напоминают: на социальную пенсию прожить невозможно, необходимо с молодых лет откладывать с зарплаты.

Такие отчисления дополняются работодателем, согласно так называемому плану 401(k), правда, далеко не всегда. Но в любом случае и не все могут воспользоваться этой возможностью: многие американцы десятилетиями выплачивают ипотеку и займы, взятые в период учебы, либо копят на образование детей. В результате около трети американских семей, приближаясь к пенсионному возрасту, не имеют накоплений, способных стать добавкой к социальным выплатам.

Где выход? Немалое число пожилых людей планируют трудиться, пока хватит сил. Однако сохранить должность и зарплату сложно. По данным Института Гэллапа, уже среди 67-68-летних таких «счастливцев» лишь около трети. Другие, выйдя на пенсию, находят работу на неполный день, с почасовой оплатой. В целом за последние двадцать лет число работающих американцев пожилого возраста почти удвоилось. При этом, как сообщает Центр по изучению пенсионных проблем, около 70 процентов говорят, что получают меньше, чем раньше: возрастная дискриминация, хотя и формально запрещенная законом, в реальности существует.

Предприимчивые американцы ищут и другие пути выживания. Так, все более популярной среди пенсионеров становится идея переселения в недорогие сопредельные страны, в первую очередь Панаму, Коста-Рику, Эквадор, Никарагуа, Белиз. 

Медицинское обслуживание — возможно, самая болезненная тема. Программа «Медикэр», на которую пожилые жители США имеют право с 65 лет (кстати, за нее тоже надо регулярно платить), покрывает базовые расходы на лечение. В нее не входят, например, длительное пребывание в стационаре, некоторые виды операций, помощь стоматолога и офтальмолога, в ряде случаев нет скидки при покупке лекарств, многие из которых очень дороги. 

Журнал «Форбс» дает неутешительный прогноз: «В ближайшие десятилетия мы станем свидетелями того, как миллионы пожилых американцев впадут в нищету». Кстати, первым признаком того, что не все в порядке и с системой выплаты социальных пенсий, стал отказ правительства индексировать их в будущем году, в соответствии с инфляцией, со странным объяснением: потому что не подорожала нефть. «Но разве мы питаемся нефтью? — возмущаются американские старики. — А продукты и услуги дорожают, да еще как!»