«Ночные бабочки» — Орсе не виноват

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

01.10.2015

В парижском Музее Орсе открылась выставка «Блеск и нищета. Картины проституции: 1850–1910». Древнейшая профессия представлена в живописи, скульптуре, литературе, фотографии, кинематографе и даже в опере и балете.

Наряду с картинами Курбе, Мане, Сезанна, Дега, Тулуз-Лотрека, Пикассо, Мунка, Вламинка, Ван Донгена в специальных кабинетах музея, задрапированных красной материей, крутят порнографические ролики начала прошлого века и показывают фотографии, которыми в свое время торговали только из-под полы. 

В одном из залов сценограф экспозиции, известный оперный режиссер Роберт Карсен установил огромное ложе, а также особое кресло для занятий любовью. Этот «инструментарий секса» вызвал неподдельное восхищение одного из наших соотечественников, который записал в книге отзывов: «Вот это круто!» 

Париж всегда слыл столицей любви, в том числе и продажной, а после легализации в начале XIX века домов терпимости город на Сене и вовсе снискал лавры «Нового Вавилона», где изощренные утехи были поставлены на конвейер. Проституция считалась властями «необходимым злом». Кроме того, она притягивала во Францию аристократов со всей Европы. С парижского кабаре «Мулен Руж», к примеру, начинался «великокняжеский маршрут», организованный для развлечения российской знати. 

По мнению искусствоведов, публичные дома играли своеобразную роль творческих лабораторий, а жрицы любви становились не только моделями, но музами и даже женами многих великих живописцев. «Мимо проституции не прошло ни одно из заметных течений той эпохи — от академизма и натурализма до импрессионизма, экспрессионизма, символизма и кубизма, — подчеркивает президент Музея Орсе Ги Кожеваль. — Мане, Мопассан и многие другие знаменитости умерли от сифилиса, которым заразились в борделях, игравших исключительную роль в искусстве и литературе». «Своим» в обществе путан чувствовал себя Тулуз-Лотрек, посвятивший им множество работ. Пикассо увековечил «ночных бабочек» в картине «Авиньонские девицы». Гетера стала героиней эпохальной картины Эдуарда Мане «Олимпия», спровоцировавшей на Парижском салоне 1865 года грандиозный скандал. Толпа глумилась над тем, что впоследствии было признано шедевром импрессионизма.

«Элитой» древнейшей профессии всегда считались куртизанки. Им покровительствовали сильные мира сего, промышленники и банкиры скупали для них лучшие парижские особняки. Дамы полусвета становились героинями опер и балетов, знаменитые мастера писали их портреты. 

«Сегодня сразу не определишь, — констатировал в 1875 году историк Максим дю Камп, — перед нами порядочные женщины, которые одеваются, как путаны, или путаны, которые одеваются, как порядочные». Как бы то ни было, девушки легкого поведения выступали законодательницами мод, блистали туалетами, а «меценаты» охотно появлялись с ними на публике. Тогда, по всей видимости, во французском языке и появилась идиома «моя танцовщица», означающая разорительную страсть. 

В самом низу пирамиды продажной любви находились бедные модистки, продавщицы, швеи, прачки. Чтобы свести концы с концами, они подрабатывали на панели. Местами встреч служили бульвары, театры, рестораны, а также кафе, где девицы поджидали клиентов за рюмкой абсента. 

«Официальные» жрицы любви занимались своим ремеслом в открытую, состояли на учете санитарных служб и префектуры полиции, которая заносила их в так называемую «Книгу куртизанок». Число «нелегалок» было раз в семь-восемь выше. 

Новая выставка, иронизирует газета «Монд», продолжает «фаллический» курс, начатый Музеем Орсе в 2013-м скандальной экспозицией «Мужское — мужское». За ней в прошлом году последовала выставка о маркизе де Саде. 

«Конечно, музейные бюджеты постоянно урезаются, но разве это может служить основанием зазывать публику, прибегая к «сексуальным приманкам», показывая обнаженных женщин в похотливых позах и мужчин, демонстрирующих свои гениталии?» — задается вопросом «Монд».

Словно в ответ на обвинения Музей Орсе решил продемонстрировать комплексный подход к феномену проституции. В программе нынешней выставки коллоквиумы, лекции, круглые столы, демонстрация художественных и документальных фильмов, публикация новых книг. Тем более, что тема остается архизлободневной. Согласно опросам, свыше половины французов пользуются услугами «ночных бабочек» и выступают за открытие борделей, ликвидированных еще весной 1946 года.