Брижит Бардо: «У Путина и без меня хватает забот»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

06.08.2015

Французская актриса Брижит Бардо раскритиковала решение австралийских властей уничтожить два миллиона бродячих кошек. Звезда призвала правительство пересмотреть «ужасный план», направив письмо лично министру окружающей среды Австралии.

Почти три десятилетия знаменитая француженка возглавляет собственный Фонд охраны животных. «Я была богатой, красивой, знаменитой и очень несчастной, — признается Бардо. — Вот почему решила посвятить жизнь животным, которые — в отличие от людей — никогда меня не предавали. Они, как и я, всегда были легкой жертвой хищников. Поэтому мы так хорошо понимаем друг друга». «Кино — давно перевернутая страница моей жизни. Никогда не возвращаюсь к прошлому и живу сегодняшним днем, — сказала она корреспонденту «Культуры», давая согласие на эксклюзивное интервью. — Поэтому давайте поговорим о деле, которому я сегодня отдаю всю себя».

культура: В будущем году Вашему фонду исполнится тридцать лет. Какими успехами встречаете юбилейную дату?
Бардо: В Болгарии открыли заповедник, где живут 26 медведей. Раньше их чудовищно эксплуатировали — заставляли танцевать на ярмарках, подвергали всевозможным унижениям. Сегодня эти затравленные, несчастные животные обрели покой и постепенно приходят в себя. Кроме того, удалось добиться от Евросоюза запрета на импорт шкур тюленей, кошек и собак. Важно и то, что постепенно меняется менталитет людей, появилось понимание, что животные не чужие нам существа. К сожалению, фонду приходится бороться с влиятельными лобби, которые при попустительстве властей по-прежнему занимаются массовым уничтожением зверей. 

культура: Помимо медведей, Вы встали еще и на защиту волков. В послании министру экологии Сеголен Руаяль называете «позором» разрешение на их отстрел. 
Бардо: Во Франции волкам грозит полное исчезновение. Министр дает зеленый свет «убийцам» только для того, чтобы в дальнейшем на выборах получить голоса охотников. Она могла бы многое сделать для животных, но уступила шантажу. 

культура: В сферу Ваших интересов входят и глобальные политические проблемы. Так, Вы призываете положить конец переговорам между Евросоюзом и Соединенными Штатами о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве...
Бардо: Подобные «партнерства» всегда имеют катастрофические последствия для европейских фермеров и животноводов. В Евросоюзе действуют какие-то нормы — хотя они и недостаточны — по охране животных. В Соединенных Штатах дела обстоят несравненно хуже. Такое соглашение станет губительным для Евросоюза, явится шагом назад и только ухудшит ситуацию. Импорт животных приводит к разорению многих хозяйств, бессильных в борьбе с мафиозной конкуренцией. 

культура: Почему Вы называете человека самым опасным хищником на Земле?
Бардо: Потому что он представляет наибольшую угрозу нашей планете. Демографический взрыв не оставляет животным места, а их гибель ведет к катастрофе. Все живые существа образуют единую экологическую цепь, разрыв которой неизбежно приведет к нарушению равновесия в природе.

культура: Лев Толстой считал, что «от убийства животного до убийства человека — один шаг»...
Бардо: К братьям нашим меньшим относятся исключительно с точки зрения рентабельности и наживы. Каждый год в мире убивают 66 миллиардов животных, обреченных на безмолвное страдание. «Настанет день, — сказал Леонардо да Винчи, — когда преступления, совершаемые против животных, будут наказываться так же, как и преступления против человека». Этого дня я жду с нетерпением. Тем временем призываю всех есть меньше мяса, а еще лучше — стать, как и я, вегетарианцами. Кстати, это очень полезно для здоровья. 

культура: «Я поражен, какими талантами наделены животные», — пишет в своем новом романе «Жюль» известный французский писатель, лауреат Гонкуровской премии Дидье ван Ковелер.
Бардо: А кроме того, они учат нас мужеству, верности, благородству, мудрости, умению выживать. Люди, жестоко обращающиеся с животными, — полные ничтожества. Трусы и варвары пускают их на мех, отправляют в лаборатории для экспериментов, сажают за решетку в зоопарке. Эксплуатируют в цирке, где несчастные звери гибнут от истощения, одиночества и бесчеловечного обращения.

культура: Вы критикуете многих звезд, которые носят меха. Особенно достается Катрин Денёв. 
Бардо: Денёв абсолютно безразлично, что я о ней думаю. Шубу она носит напоказ. Теперь выступает в роли крестной новой породы кроликов — орилаг, созданной специально для изготовления меха.

культура: Еще в бытность актрисой Вы всегда говорили то, что думаете, не боясь кого-нибудь обидеть.
Бардо: Говорить правду очень трудно — особенно во Франции, где «политкорректность» является нормой. Но мне на это ровным счетом наплевать, все равно буду отстаивать свое мнение. Пусть это и доставляет мне неприятности.

культура: Время от времени Вы обращаетесь с посланиями к Владимиру Путину. Он Вам отвечает? 
Бардо: У президента Путина, которого я обожаю, и без меня хватает забот. Правда, время от времени он передает мне теплые слова через российского посла во Франции Александра Орлова. 

культура: Однажды Вы сказали, что хотели бы быть русской и поддержали Жерара Депардье, когда он получил российский паспорт.
Бардо: Русский характер мне ближе французского. Я похожа на русских, не стесняюсь своих чувств — легко перехожу от смеха к слезам, сразу открываю сердце. И, подобно вам, умею жалеть.