Кого хочешь выбирай

15.09.2016

Антон КРЫЛОВ

Избирательная гонка близится к финишу: в понедельник социологи опубликовали последний прогноз, со вторника вступил в силу запрет на обнародование предполагаемых результатов голосования. Впрочем, уже воскресным вечером, 18 сентября, мы узнаем, как распределятся кресла в Государственной думе на следующие пять лет. Несмотря на то, что оппозиционные кандидаты еще пытаются переломить ситуацию в свою пользу, серьезных изменений в раскладах ожидать не приходится. Предварительные итоги кампании достаточно очевидны.

Кому-то кажется, что она была «скучной», но не очень понятно, какого «веселья» ждали те, кто так считает. Регулярного швыряния стаканами в прямом эфире? Так ведь дебаты получились вполне ожесточенными и без этого. Массовой агитации из каждого утюга? Но тогда те же самые люди, что сейчас зевают, твердили бы о «навязывании» гражданам предвыборной повестки. Поэтому не будем разбираться в доводах вечно недовольных, которые недовольны во всех случаях. И даже если бы их избранники безоговорочно побеждали, они бы еще больше расстроились, ибо власть — ​это ответственность, а брать ее на себя готовы далеко не все.

Конкурентность, открытость, легитимность — ​данные принципы заявлялись в самом начале избирательной кампании, и можно констатировать, что первые два выполнены полностью.

Начнем с конкурентности. До выборов допущено большинство желающих: как политические партии, так и самовыдвиженцы. Не всем удалось собрать подписи, но тут виноваты сами претенденты, сэкономившие на тщательной проверке или нанявшие «токсичных» сборщиков — ​то есть засланных «казачков», намеренно фальсифицировавших документы. Пример сотрудницы Михаила Ходорковского Марии Бароновой, сумевшей добыть 15 000 автографов в одном из самых тяжелых для работы избирательных округов (а я знаю, о чем говорю, — ​мне приходилось это делать в 1999 году), ярко доказывает: при наличии должного финансового и организационного ресурса стать кандидатом не являлось проблемой ни для кого, независимо от степени оппозиционности.

Не было громких и сомнительных снятий, попытки региональных властей избавиться от нежелательных конкурентов Центризбирком пресекал — ​например, в Новгородской области. Там избирком решил, как предполагается, угодить губернатору и прокатить местное отделение «Яблока». Справедливость восстановили в считанные часы.

Второе — ​открытость. Опять-таки никакой значимой информации о закулисных соглашениях или о том, что какой-то партии кто-то «порекомендовал» не включать в свой список того или иного претендента, не зафиксировано. Возник мини-скандал в Партии пенсионеров, но его влияние на кампанию в целом оказалось не большим, нежели извержение вулкана Питон-де-ла-Фурнез на острове Реюньон.

Стандарты открытости задала «Единая Россия», которая провела предварительное голосование 22 мая. Для ряда именитых единороссов, не пожелавших серьезно отнестись к агитации, результаты явились сюрпризом. Никаких преференций ни для кого не было, и далеко не всегда кажущимся фаворитам удавалось продвинуться дальше «кандидатов в кандидаты».

Другие партии в основном определяли выдвиженцев по старинке, на съездах. Неудивительно, что в итоге как раз среди претендентов от «Единой России» не оказалось людей с судимостями — ​это было условием попадания в списки предварительного голосования. А среди остальных — ​от одного до семнадцати.

По итогам праймериз ЕР высказывалась инициатива сделать эту процедуру обязательной для всех партий. И если в новой Госдуме найдутся активные лоббисты такого решения, то, вполне возможно, парламент в 2021-м мы будем выбирать по новым правилам.

Возвращение в политическую практику кандидатов-одномандатников (последний раз они участвовали в 2003 году), безусловно, сделало процесс более персонифицированным. Хотя нельзя сказать, что изменения кардинальные — ​на прошлых выборах лидеры региональных партийных списков фактически брали на себя роль одномандатников, агитируя за понятную гражданам местную тематику. Ясно, что кандидат от территории будет более активно стремиться защищать интересы «земляков». В связи с этим можно ожидать усиления федерализма и региональной повестки в Госдуме нового созыва в ущерб чистой политике.

Итак, конкурентность и открытость завершающейся кампании не вызывают сомнений, и теперь осталось рассмотреть третий вопрос — ​о легитимности итогов плебисцита. Напомню, «болотные» протесты 2011-го были вызваны именно тем, что ответственным за выборы не удалось обеспечить стопроцентную правомочность полученных результатов. И сейчас тоже есть риск, что в некоторых регионах в погоне за «красивой» цифрой или в попытках угодить местным властям могут попытаться «подкрутить» счетчик.

Однако хочется верить, что и в Центризбиркоме, и в других компетентных органах все держат под контролем. Ведь если удалось обеспечить конкурентность и открытость, то и с последним пунктом триады проблем возникнуть не должно. В любом случае ждать осталось недолго.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть