За стеклом или на стекле

15.07.2012

Лариса РОМАНОВСКАЯ

На канале «Россия» продолжается кастинг участников нового реалити-шоу под рабочим названием «Битва хоров».

В нынешнем году отечественный телезритель может с радостью или прискорбием отметить круглую дату: десять лет назад в нашем эфире впервые появилось первое эстрадно-учебное реалити-шоу. В октябре 2002-го состоялась премьера музыкального проекта «по поддержке молодых исполнителей» под названием «Фабрика звезд». На протяжении семи сезонов участники шоу, больше известные в народе как «полуфабрикаты», отчаянно налегали на попсу, свято веря в то, что сентиментальные мелодии в сочетании с банальными словами и кукольными личиками выдадут им ключ к зрительским сердцам, а главное — к продюсерским контрактам.

В итоге российская эстрада обогатилась дюжиной однодневных бой- и герл-бэндов, а бульварные СМИ — неиссякаемым источником новостей интимного пошиба. Понадеемся, что новый проект «Битва хоров» внесет более очевидный вклад в отечественную музыкальную индустрию.

Премьера реалити-шоу «Битва хоров» (Clash of the Choirs) прошла в США в 2007 году. По правилам, в шоу принимают участие восемь любительских вокальных коллективов. Каждый из них сформирован из талантливых жителей одного города. В роли музыкальных руководителей выступают звезды эстрады. Изюминка проекта в том, что участники каждого хора никогда прежде не работали вместе, а у их нового наставника должен отсутствовать дирижерский опыт. После каждого отчетного концерта список участников будет сокращаться.

Предварительные кастинги российской «Битвы...» проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Волгограде и Краснодаре. Основной отборочный тур состоится в августе. Имена членов жюри останутся в тайне до середины сентября, когда запланирована премьера проекта.

Возлагать надежды на сенсационные рейтинги нового зрелища, наверное, не стоит. Ведь телевизионный «реализм» уже давно приелся российскому зрителю. Так, по данным компании ACNielsen, еще в 2006 году 94 % наших соотечественников высказывало свое недовольство «засилием реалити-шоу на ТВ». На тот момент в эфирной сетке значились «Фабрика звезд», «Последний герой» и «Народный артист», вовсю шумели «строители любви» проекта «Дом 2». А параллельно с ними в эфир выходили «Кандидат», «Офис» и иные проекты, названия которых заслуженно быстро улетучились из памяти и программы.

На сегодняшний день ассортимент подобных проектов изменился: количество реалити-шоу уменьшилось, а качество чуть возросло. Нет, обитателям скорбного «Дома» так и не удалось эволюционировать и достичь уровня разумных живых существ. Но от самого понятия «реалити-шоу» начали постепенно отслаиваться эпитеты «тупое» и «попсовое».

Пять лет назад, когда популярность проектов, выстроенных по прямолинейной схеме «шоу подглядывания», достигла рекордно низкого уровня, на смену явились иные реалити-программы. Как показала практика, по вкусу нашим соотечественникам пришлись так называемые «шоу обучения». Их герои на протяжении нескольких недель овладевают некими новыми навыками. Но серьезный успех таким проектам гарантирован лишь в том случае, если в них принимают участие более-менее известные медиа-персоны. Именно поэтому последние несколько лет шли программы, где состоявшиеся актеры, музыканты и шоумены с ученической старательностью выписывали первые «восьмерки» на льду и обучались азам циркового искусства.

Пик популярности этой продукции пришелся на 2007-й. Сейчас спрос на такие зрелища удовлетворен полностью, и интерес к ним всколыхнется, наверное, лишь в том случае, если на смену звездам-фигуристам и звездам-акробатам придут популярные персонажи, способные постигать ремесло хирурга или сантехника под прицелами явных и тайных телекамер.

Внимание российских зрителей постепенно начали привлекать проекты интеллектуальной направленности. Так, одной из самых успешных новинок нынешнего года можно назвать реалити-шоу «Полиглот», посвященное интерактивному изучению иностранных языков. Его премьера состоялась на канале «Культура» в январе нынешнего года. Ведущий, лингвист-переводчик Дмитрий Петров с успехом преподавал английский и итальянский языки. Небольшой телерейтинг проекта всецело компенсируется той популярностью, которую «Полиглот» обрел в интернете, у пользователей социальных сетей и видео-хостинга YouTube. Там ролик с первым уроком английского, проведенного Дмитрием Петровым, за пять месяцев просмотрели 1128705 пользователей.

Стоит отметить, что «Полиглот» — родное детище «Культуры», появившееся по инициативе главы канала Сергея Шумакова, который прекрасно знает пристрастия своей аудитории. А вот судьба аналоговых шоу в России складывается весьма противоречивым и порой даже курьезным образом. На одном слепом копировании формата рейтинг не поднимешь. Так, к примеру, программа «Большой брат» — точный аналог знаменитого голландского продукта, шедшего в 36 странах с высокими рейтингами, просуществовал на отечественном ТВ всего пару месяцев. И даже актриса Ингеборга Дапкунайте в роли ведущей не спасла проект от провала. Зато приключенческий «Последний герой», который в своей родной Великобритании именовался Survivor, был встречен российским зрителем на «ура» и благополучно пережил шесть сезонов.

Предсказать успех или провал «Битвы хоров» заранее не выйдет. Можно лишь понадеяться, что сей заморский телепродукт откажется от повышенного содержания попсы.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть