«В Шахназарова нельзя не влюбиться»

29.06.2012

Лариса РОМАНОВСКАЯ

60-летие Карена Шахназарова на канале «Культура» отметят показом документального фильма «Женский взгляд на мужское кино».

Грядущий 8 июля юбилей режиссера, сценариста, продюсера и генерального директора киноконцерна «Мосфильм» не останется без внимания ни на одном крупном отечественном телеканале. В эфире появятся практически все работы Шахназарова, начиная с дебютной, а ныне культовой комедии «Мы из джаза» и заканчивая пронзительными лентами последних лет. Среди них нет лишь военной драмы «Белый тигр», премьера которой состоялась нынешней весной. Но, создавая этот фильм, Карен Георгиевич параллельно снимался в документальной ленте. Подробности проекта раскрывает режиссер Марина ДЕНИСЕВИЧ:

Денисевич: Мы снимали фильм о Шахназарове, когда он работал над картиной «Белый тигр». Вместе со съемочной группой находились в павильонах, ездили на полигон танковой дивизии в Алабино. Там шли натурные съемки, стоял макет деревни, которая по ходу действия должна была погибнуть во время танкового боя. Мы общались не только с самим Кареном Георгиевичем, но и с актерами, художниками, декораторами. Было интересно снять ленту о режиссере на фоне одного конкретного проекта, находящегося в работе.

культура: У Вашей ленты достаточно концептуальное название...

Денисевич: Оно возникло, когда мы оказались на танковом полигоне, где создавался «Белый тигр». На наших глазах возникало серьезное мужское кино — с глобальными идеями, сложной человеческой позицией. И при этом на площадке чувствовался азарт — тот, что бывает у мальчиков, которые играют в «Зарницу». В юности Шахназаров служил в бронетанковой дивизии, у него танки ассоциировались с собственной молодостью. Он очень ярко рассказывал об ощущениях, которые возникают у человека, когда тот находится в танке, едет, стреляет... Прошло много лет, а у него сохранились все эти эмоции и вновь ожили на съемках «Белого тигра». Но ведь этот азарт доступен только мужчинам, женщины подобного удовольствия на танковом полигоне не испытывают. И тогда придумалась немного комиксовая история: наша героиня, глазами которой мы показываем Шахназарова, попадает на съемочную площадку, слушает умного человека и становится иной, начинает что-то понимать. Мы придумали собирательный образ зрительницы, которая любит фильмы Шахназарова, мечтает если не сняться в кино, то хотя бы оказаться причастной к кинематографу. Сценарист Александр Бородянский рассказал, что девушки очень любят Карена Георгиевича. И когда мы начали снимать нашу ленту, сразу стало понятно, почему это происходит: в Шахназарова трудно не влюбиться, он очень обаятельный человек.

культура: «Белый тигр» — одна из самых масштабных картин Шахназарова, снятая в достаточно сложном жанре. Сейчас над ней задумываются зрители и кинокритики, а у Вас есть возможность показать, как сам режиссер оценивал фильм в процессе создания.

Денисевич: По словам Карена Георгиевича, ему очень хотелось разобраться в такой категории, как общемировое, вечное зло. Человеческим олицетворением зла стал Гитлер, и было важно понять, какими категориями тот мыслил. Шахназаров хотел показать противостояние человека и неодушевленного воплощения зла, которым стал танк. В фильме есть очень тонкая грань между сиюминутными проблемами и трагизмом всей жизни.

культура: Одни зрители видят в Шахназарове создателя добрых музыкальных фильмов, для других он в первую очередь признанный мастер острого психологического жанра. Каким предстает режиссер в Вашей ленте?

Денисевич: Наш герой говорил нам, что самая важная черта любого режиссера — это терпение. На съемках мы неоднократно убеждались в его правоте, ведь группе все время приходится чего-то ждать, начиная с пресловутой погоды. И параллельно терпение требуется в несколько иной сфере. От авторов популярных, народных фильмов зачастую ждут похожих работ, продолжения полюбившихся лент. Режиссеру в такой ситуации трудно двигаться дальше, а обретя иное мироощущение, все-таки оставаться собой.

культура: Зачастую герои документальных программ, вспоминая прошлое, начинают мыслить общечеловеческими категориями, пытаются объяснить, какая именно сила позволяет им творить. Как Шахназаров сформулировал для себя ответы на вечные вопросы?

Денисевич: Карен Георгиевич — человек очень мудрый, остро думающий. Когда-то он понял, что в течение жизни человек должен постоянно меняться, но при этом все равно оставаться самим собой. И доказал это собственным примером. Сегодня он снимает совсем другое кино, но в новых фильмах все равно виден Карен Шахназаров.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть