Следствие ведет дворянин

08.06.2012

Лариса РОМАНОВСКАЯ

10 июня на телеканале «Россия» — премьера авантюрно-детективного сериала Олега Ряскова «Записки экспедитора тайной канцелярии».

Главный герой, молодой дворянин Иван Самойлов (Илья Соколовский), став сотрудником могущественной разыскной канцелярии, по долгу службы вынужден искать убийц, шпионов, коварных масонов и авантюристов, выдающих себя за нечистую силу.

Все детективные перипетии разворачиваются на фоне противостояния князя Александра Меншикова, фактически взявшего на себя управление страной в эпоху царствования Екатерины I и Петра II, и начальника тайной канцелярии графа Андрея Ушакова.

«Записки экспедитора» состоят из двух сезонов, по восемь серий в каждом. В настоящий момент идет работа над созданием третьей ленты. Главными героями вновь станут агенты старинного разыскного ведомства. В первом фильме снимались Сергей Чонишвили, Михаил Полицеймако, Екатерина Редникова, Марина Могилевская, Евгений Редько, Анна Носатова.

Без мушкетеров  и гардемаринов

Подробнее о премьере рассказывает автор сценария, режиссер и продюсер сериала Олег РЯСКОВ.

культура: До того как взяться за жанр «плаща и шпаги», Вы работали режиссером в «Колесе истории» Леонида Якубовича, снимали проекты «Музыка всех поколений» и «Военно-полевой романс», создавали с Алексеем Пимановым цикл документальных фильмов «Тайны века». Что породило интерес к периоду дворцовых переворотов?

Рясков: Я не стремился к историческому кино целенаправленно, так уж случилось. В тот же телесериал «Александровский сад», снятый по роману Пиманова о событиях конца 30-х — начала 40-х, попал случайно. А вот XVIII столетием я увлекся, еще работая на программе «Тайны века», когда мы готовили документальный фильм о Петре I. Интерес был вызван тем, что много фильмов выходило о более поздних эпохах Елизаветы, Екатерины II, а о постпетровском времени их почти не было, хотя оно интереснейшее. В результате появился «Слуга государев», затем «Записки экспедитора». Но сразу оговорюсь: я позиционирую свои фильмы не как исторические, а скорее, как авантюрно-приключенческие, как художественную интерпретацию на темы истории. Это логично: вы же не станете изучать эпоху по Дюма или Акунину.

культура: «Записки экспедитора тайной канцелярии» — экранизация Вашего одноименного романа. Насколько она отличается от первоисточника?

Рясков: Я старался максимально придерживаться текста книги, хотя некоторые моменты ушли. В их числе — описание детства и карьеры главы масонов, некоторые атмосферные сцены.

культура: Как проходили съемки сериала?

Рясков: Полгода у нас ушло на написание сценария, пошив костюмов, выбор натуры, разработку трюков, обучение верховой езде, фехтованию, иностранным языкам, раскадровку, отбор мебели и реквизита, постройку декораций. Сами съемки длились три с половиной месяца. Еще семь месяцев занял постпродакшн: монтаж, озвучивание, цветокоррекция. «Записки» снимались очень напряженно. В нашем кино, как известно, две беды — малый бюджет и сжатые сроки. Часто приходится чем-то жертвовать из-за этих двух бичей, которые гонят тебя, не дают спокойно снимать так, как надо.

культура: У зрительской аудитории может возникнуть параллель между Вашим проектом и самыми известными советскими историко-авантюрными лентами — эпопеей про гардемаринов Светланы Дружининой и «Д’Артаньяном и тремя мушкетерами» Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Насколько Вам близко такое сравнение?

Рясков: Если нас сравнивают, то только потому, что больше никто особо ничего и не снимал в этом жанре. Но, на мой взгляд, сравнение не корректно. Мы не занимались «водевильным кино», к которому я отношу творчество Юнгвальда-Хилькевича. Собственно, и любимая мной Светлана Дружинина к этому тоже тяготела. «Поговорили — попели, проскакали — снова попели». Думаю, зритель поймет, что мы другие.

культура: Сложно ли быть одновременно режиссером, сценаристом, продюсером одного и того же проекта?

Рясков: Это не просто сложно, это безумие! Правда, в такой ситуации продюсеру, сценаристу и режиссеру проще договориться между собой...

культура: Хотелось бы узнать подробнее о ленте «Король Мадагаскара», над которой Вы сейчас работаете. В основе фильма лежит еще одна Ваша книга, действие тоже разворачивается в XVIII веке, а в главных ролях заняты Алексей Морозов и Сергей Чонишвили...

Рясков: «Король Мадагаскара» — это приквел всей нашей эпопеи. На мой взгляд, самая «вкусная» история с точки зрения событий и приключений. Об остальном умолчу. Скажу только, что многие из героев «Записок» примут участие в проекте.

Сергей ЧОНИШВИЛИ, исполнитель роли графа Ушакова:

Наш проект направлен на ту аудиторию, которая еще не потеряла желания увидеть качественный отечественный продукт. Мы обращаемся к тем, кто не считает, что юмор исчерпывается темой гениталий, а музыка — шансоном, не думает, что самые лучшие сериалы — это «Кровавая зона-7», «Крутые пацаны-5» и «Прикольные отдыхающие-8», не верит, что любое предложение с отсутствием слов на б, х и п не относится к русскому языку. Для такого кино, как наше, я не считаю обязательным скрупулезное следование всем деталям. Впрочем, творческая вольность допустима всегда. Главное — это вопрос художественного вкуса и знания фактуры как таковой. Если мы умудримся не разочаровать зрителей, будет прекрасно. Если на нас польются потоки грязи и претензий — почему это так, а это не так?! — это тоже будет прекрасно, ибо всем угодить нельзя. С уверенностью могу сказать только одно: мой внутренний цензор остался доволен, а он весьма придирчив.

Я просуществовал со своим героем два сезона, хотя материальная составляющая была далека от совершенства. Но, как сказал Генрих Бёлль, «за искусство всегда либо переплачивают, либо недоплачивают». Мне понравился мой герой, и я надеюсь на продолжение этой истории. Там существуют резервы для развития характера.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть