Петр Шепотинник: «Мы разучились снимать искреннее кино»

01.12.2012

Марина СУРАНОВА

На канале «Культура» продолжается показ документальных фильмов под общим названием «Коллекция Петра Шепотинника». Среди героев: Владимир Высоцкий, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Алексей Баталов, Лев Дуров и многие другие. Автор «Коллекции» рассказал газете «Культура», как появилось его собрание.

Шепотинник: Коллекция выросла из колоссального архива, который мы создавали почти два десятилетия. Из видеоматериалов, накопленных за время работы на каналах «ТВ-6 Москва», «Россия». Многие из этих работ участвовали в фестивалях в Америке, во Франции, Канаде, Италии. Благодаря Сергею Шумакову — главе телеканала «Культура» и идеологу «Коллекции» — появилась возможность показать фильмы по телевидению. После первых эфиров мне позвонили с канала и сообщили, что картина «Баталовское» имела большой успех у телезрителей. Увлекательность, легкость восприятия программы — для меня вещь не менее важная, чем ее глубина.

культура: Как проходили съемки? Какие моменты запомнились?

Шепотинник: Историй много. Осенью 1998-го, чтобы снять фильм, пришлось, как в детективе, буквально преследовать Алексея Владимировича Баталова. Мы застали его в гостинице «Дворжак» на карлововарских водах. Чтобы добраться туда, имея весьма скромный бюджет, пришлось ехать в объезд. Сначала до Берлина, оттуда на перекладных, считая каждый пфенниг, до Лейпцига, там, чуть ли не на шахтерских вагонетках — в Карловы Вары. В посольстве, где нам давали визы, удивлялись: зачем вам в Берлин, если вы собрались в Чехию?

культура: Фильмы пришлось оцифровывать. Это дорого? Кто помогал?

Шепотинник: Без финансовой поддержки канала все это было бы немыслимо. Надеюсь, что кто-нибудь в дальнейшем еще раз расщедрится, и мы издадим лучшее из этой коллекции на видео. Часть выложим на сайт. Люди, которых мы вспоминаем в фильмах, — элита нашего искусства. Они создавали то, что не стареет. Наши герои знали тайны мастерства, которые, увы, недоступны современникам. Мы разучились снимать недорогое, простое, искреннее, не конъюнктурное — и в фестивальном, и в коммерческом смысле — кино. Меня оторопь берет от ограниченности того, что производится сегодня, — от отдающего блатняком отечественного музыкального и кино-мейнстрима. Мы надеемся — все, что увидит в «Коллекции» зритель, станет для него не галереей портретов знаменитых людей, а своего рода дневником духовных исканий российских интеллигентов.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть