Не падайте духом, поручик Мышлаевский

02.03.2012

Лариса РОМАНОВСКАЯ

3 марта на канале «Россия» стартует одна из самых многообещающих премьер телесезона — сериал «Белая гвардия» по роману Михаила Булгакова. Режиссер восьмисерийной ленты — Сергей Снежкин (фильмы «ЧП районного масштаба», «Невозвращенец», «Похороните меня за плинтусом»; сериалы «Женский роман», «Брежнев»). В фильме снимались: Константин Хабенский (Алексей Турбин), Ксения Раппопорт (Елена Тальберг), Николай Ефремов (Николка Турбин), Михаил Пореченков (поручик Мышлаевский), Федор Бондарчук (прапорщик Шполянский), Евгений Стычкин (подпоручик Карась),  Сергей Гармаш (полковник Козырь-Лешко)... Интересная деталь: верные друзья Хабенский и Пореченков уже играли тех же самых героев на сцене МХТ имени Чехова: «Белая гвардия» в постановке Сергея Женовача в течение нескольких сезонов остается здесь одним из главных репертуарных хитов.

Сергей Мелькумов: «Булгаковский Киев мы снимали в Петербурге и Выборге»

О работе над сериалом «Белая гвардия» корреспонденту «Культуры» рассказал генеральный продюсер ленты Сергей Мелькумов.

культура: Как и почему возникла идея снять многосерийную экранизацию романа Булгакова?

Мелькумов: Эта мысль довольно долго витала в воздухе, а оформилась она в 2004 году, в тот момент, когда закончились съемки фильма «9 рота». Были ажиотаж, эйфория, и на этой волне мы задумались, что будет дальше. Александр Роднянский озвучил идею экранизации «Белой гвардии», и мы начали потихоньку, плавно разворачивать этот проект. В конце 2009 года провели переговоры с ВГТРК, с режиссером Сергеем Снежкиным. Производство фильма длилось два года и четыре месяца, съемки шли 105 дней.

культура: Подбор актеров дался легко? На момент готовности сценария уже были понятны имена основных исполнителей?

Мелькумов: Практически сразу стало понятно, что Алексея Турбина будет играть Константин Хабенский, а Шполянского — Федор Бондарчук. Довольно долго мы искали Елену. На эту роль пробовались многие. Не буду называть имена, но скажу, что на пробах перебывали практически все достойные российские актрисы в возрасте от 30 до 40 лет. Мы остановили выбор на Ксении Раппопорт.

культура: При экранизации «Белой гвардии» Вы опирались только на текст романа или еще и на пьесу «Дни Турбиных»?

Мелькумов: В начале, как известно, было слово, то есть роман «Белая гвардия», который Михаил Афанасьевич опубликовал в 1924 году. В основу сценария сериала лег именно он. Кроме того, мы вплели в сюжет фильма несколько параллельных произведений, которые очень хорошо прижились. Не стану озвучивать названия — внимательные зрители обязательно сами найдут отсылки к ним.

культура: Все сюжетные линии романа остались без изменений?

Мелькумов: Мы слегка уплотнили любовную линию, сделали ее более выпуклой. Помимо этого несколько второстепенных персонажей романа, которые не пересекались друг с другом в тексте, у нас в фильме сталкиваются.

культура: Нынешний облик исторических мест сильно отличается от того, что был описан у Михаила Афанасьевича. Сложно ли было воссоздавать «булгаковский Город»? Как и где проходили съемки?

Мелькумов: Все интерьеры были построены в павильонах петербургской киностудии RWS. Основная часть натурных съемок шла в Санкт-Петербурге, там лучше сохранился дух того времени. Несколько эпизодов снимали в Выборге, где нашлись отличные горбатые улицы. Кадры киевского пригорода сняли в одной украинской деревне. В фильме, конечно, есть и Киев, Софийская площадь, Андреевский спуск, панорамы... Получается, что булгаковский Город мы собирали по двум странам. При натурной съемке все признаки нашего времени маскировали самыми разными способами. Пластиковые окна закрывали деревянными ставнями, где-то ставили щиты, где-то размещали вывески, оформленные по всем правилам дореволюционной рекламы. Кроме того, каждый кадр потом обрабатывался дополнительно. У нас нет ни одного эпизода, ни одной сцены, где можно разглядеть современные черты Киева или Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что съемки в Киеве шли гораздо легче, чем, допустим, в Выборге. Киевская администрация пошла нам навстречу, легко урегулировала все вопросы. А на Андреевском спуске мы нашли понимание местных обитателей — продавцы спокойно убирали свои лотки, не мешали съемкам, входили в положение. В Выборге этот же вопрос требовал уже других усилий. Те же самые уличные торговцы, к примеру, требовали каких-то несусветных денег за то, чтобы уступить нам место.

культура: Что оказалось самым трудным во время съемок «Белой гвардии»?

Мелькумов: Работа с массовкой. Не так сложно собрать вместе двести или четыреста человек, обшить их, найти нужный реквизит. Это всего лишь вопрос времени и денег. Гораздо труднее — объяснить сценическую задачу людям, далеким от съемочного процесса, сделать так, чтобы они почувствовали эпоху, которой уже прониклись актеры. Когда снимали огромную сцену на Софийской площади, там надо было всю задействованную массовку погрузить в дух булгаковской эпохи. Сергей Снежкин отлично справился и с этой задачей, и с многими другими.

культура: Вы полностью удовлетворены тем, что получилось?

Мелькумов: Пока шла работа над фильмом, мы все испытывали огромное счастье. Собралась команда хорошо знакомых людей, в которую отлично влился наш молодняк — Николай Ефремов (Николка Турбин), Сергей Брюн (Лариосик), Янина Студилина (Аннушка). Съемки длились иногда по четырнадцать часов в день, было видно, как актеры изматываются, но эта физическая усталость была им в удовольствие.

Насколько удачным получился фильм, решать зрителям. Честно говоря, всегда очень опасаюсь, когда в процессе съемок начинаются разговоры о том, как все прекрасно складывается, какие отличные ребята собрались, как хорошо они играют. Потому что даже когда все так, это еще не гарантия, что выйдет отличный фильм.

культура: Экранизация других произведений Булгакова есть в Ваших планах?

Мелькумов: Да, такие мысли у нас есть, и работа ведется. Но пока это все еще не сформировалось, не обрело какие-то конкретные черты. Сейчас мы занимаемся фильмом «Сталинград» Федора Бондарчука и ждем весны, чтобы продолжить натурные съемки.

Проза Булгакова на экране

Произведения Михаила Булгакова — и прозаические, и драматургические — не раз становились основой для фильмов, снимавшихся в нашей стране, а также в Италии, Польше, Великобритании, Венгрии, Югославии, Израиле.

Из всего литературного наследия Булгакова рекордсменом по количеству экранизаций стал роман «Мастер и Маргарита». По нему снято девять лент, включая телесериал и анимационный фильм.

На втором месте — пьеса «Бег», по мотивам которой сняты три фильма (Югославия, СССР, Франция). В одноименную ленту Александра Алова и Владимира Наумова вошли эпизоды из романа «Белая гвардия».

Повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца» экранизировали по два раза (в Италии и в нашей стране). Сюжет пьесы Булгакова «Иван Васильевич» известен нескольким поколениям отечественных зрителей благодаря комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». «Театральный роман» был экранизирован Олегом Бабицким и Юрием Гольдиным, рассказы «Морфий» и «Записки юного врача» Алексеем Балабановым.

По пьесе «Дни Турбиных» Владимир Басов снял в 1976 году трехсерийный телефильм. В нем были заняты Андрей Мягков (Алексей Турбин), Валентина Титова (Елена Тальберг), Андрей Ростоцкий (Николка Турбин), Владимир Басов (поручик Мышлаевский), Василий Лановой (Шервинский), Олег Басилашвили (Владимир Тальберг).

Телесериал Сергея Снежкина «Белая гвардия» — первая попытка экранизировать этот роман Булгакова целиком.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть