Красивая и смелая

07.09.2012

Лариса РОМАНОВСКАЯ

На Первом канале только что завершился биографический сериал об Анне Герман.

Выход картины «Анна Герман» приурочен к грустной дате: тридцатилетию со дня смерти артистки. Анна Виктория Герман скончалась от рака в 1982 году. Серебряный голос Герман был хорошо известен не только в Советском Союзе и Польше, где она прожила большую часть жизни, но и в Италии, где началась ее артистическая карьера. Не удивительно, что в съемках фильма-байопика приняли участие отечественные, польские и итальянские актеры. Главные роли исполнили Йоанна Моро, Шимон Сендровски, Марат Башаров, Мария Порошина, Екатерина Васильева, Константин Милованов, Юлия Рутберг. Режиссеры-постановщики — Вальдемар Владислав Кшистек и Александр Тименко. О том, как создавался сериал, рассказывает Галина БАЛАН-ТИМКИНА, продюсер кинокомпании Star Media.

(фото: пресс-служба Первого канала)

культура: Когда и почему появилась идея снять многосерийную картину про Анну Герман?

Балан-Тимкина: Сразу после прочтения автобиографической книги Герман «Вернись в Сорренто?..». Поначалу никто не верил, что идею такого масштаба можно реализовать, что можно написать сильный сценарий. Разработать синопсис предлагали ряду известных сценаристов, но лишь Алине Семеряковой удалось написать трогательную и убедительную драматическую историю.

Перед нами не стояла задача сделать документальное кино об Анне Герман. Было важно создать фильм о жизни и творчестве в трудные времена, потере близких, страшной автокатастрофе, приговоре врачей... Главный антагонист ленты Валентин Лавришин, которого играет Марат Башаров, не имеет конкретного прототипа. Этот персонаж — воплощение 1930-х, призрак семьи Герман, преследовавший их всю жизнь.

Изначально в сценарии присутствовали эпизоды, которые, по пожеланию вдовца Анны Герман пана Збигнева Тухольского, были вычеркнуты. Во время бесед с ним создавалось впечатление, что Анна жива до сих пор, она будто вышла из дома на несколько минут и скоро вернется. Мы утирали слезы, слушая его рассказы, зная, что сейчас таких мужчин и такой любви уже не существует.

культура: Долго искали исполнителей главных ролей?

Балан-Тимкина: Подбор актеров был сложным. Сначала пытались найти отечественную актрису на роль Анны, но в процессе поняли, что лицо не должно ассоциироваться у зрителя ни с какой другой ролью. В Польше после длительных проб нашли Йоанну Моро. Это молодая актриса, роль Анны Герман для нее — первый большой проект. Йоанна за месяц овладела итальянским языком, училась петь «как Герман», во время съемок сложнейших сцен в больнице по шесть-семь часов неподвижно лежала в бутафорском гипсе.

Шимон Сендровски, игравший пана Збигнева, — театральный актер, у него почти не было опыта работы в кино. Но драматические сцены на съемочной площадке он играл на таком пределе, что люди, находящиеся за кадром, плакали вместе с ним. Йоанна и Шимон создали прекрасный, правдивый ансамбль.

культура: Помимо польских и российских актеров, в «Анне Герман» снимались итальянцы...

P3B6516.jpg

Балан-Тимкина: Итальянский кастинг — это отдельная история. Нам удалось пригласить на роль продюсера Анны Герман известного актера Джильберто Идонеа (российский зритель может помнить его по картине «Малена», где он снимался вместе с Моникой Беллуччи). Было сложно подобрать исполнителей на роли Далиды, Челентано, Луиджи Тенко. В эпизоде снялся популярнейший польский актер Мариуш Якус. Иногда на площадке звучало шесть языков: русский, польский, украинский, итальянский, хорватский, английский. За долгий съемочный период группа научилась понимать друг друга без слов. Кроме того, Йоанна Моро родилась в Вильнюсе, она прекрасно знает русский. Именно это знание повлияло на результаты кастинга, ведь Анна Герман прекрасно владела русским.

культура: Не исключено, что у людей, помнящих Анну Герман, после просмотра ленты могут появиться вопросы к создателям.

Балан-Тимкина: Мы готовы к критике после показа фильма. Но глубоко убеждены, что зритель примет фильм, что образ Анны Герман обретет второе дыхание, а песни зазвучат по-новому, перестанут быть хитами прошлых лет, надолго поселятся в сердцах. Сейчас Анна Герман незаслуженно забыта. Ведь это не просто певица, прожившая всего 46 лет и трагически покинувшая мир. Анна Герман — это эпоха. Зрители соскучились по масштабным личностям. В сегодняшнем кино нет героев, претендующих на вечность, способных перевернуть мир.

Дотронуться сердцем не трудно

Денис БОЧАРОВ

К замечательной польской певице Анне Герман в нашей стране всегда было особое отношение. Мало кто пользовался (и продолжает пользоваться) такой искренней народной любовью. 26 августа исполнится ровно тридцать лет с того грустного момента, как этой обаятельной женщины не стало.

Помните сцену из советского фильма «Судьба» режиссера Евгения Матвеева? На экране царит сущий ад: идет война, вокруг бушуют пожары, стоят виселицы, повсюду дым — атмосфера страшного горя, охватившего страну, буквально осязается. И вдруг среди этого ужаса звучит нежный, прозрачный, хрустальный голос: «Покроется небо пылинками звезд, и выгнутся ветки упруго...» Это один из самых пронзительных эпизодов отечественного кинематографа. По словам Матвеева, такого стопроцентного «попадания», такого потрясающего эффекта можно было добиться с помощью единственной певицы. Песня «Эхо любви» — одна из бесценных жемчужин советского песенного искусства, а исполнившая ее Анна Герман, — возможно, любимая певица СССР.

У нас было много замечательных певиц — ими, восхищались, им рукоплескали, пели дифирамбы и старались подражать, по ним сходили с ума. А Анну Герман просто любили. Обыкновенной человеческой любовью, без наносного пиетета и восторженного трепета. На фоне недосягаемых эстрадных див Анна Герман всегда представлялась какой-то более земной, человечной, своей — но не в смысле «своей в доску», просто казалось, что эту женщину вы знали всю жизнь. Такова была магия ее голоса — неповторимого, обволакивающего, трепетного, словно парящего в воздухе...

20_anna_G.jpgНельзя сказать, чтобы у Герман был какой-то феноменальный вокальный диапазон и что ее творческая палитра необыкновенно широка, — лучшие ее песни выдержаны примерно в одном лирическом ключе и исполнены в одном регистре. Прелесть ее пения иного свойства: это, своего рода, теплая грусть (даже легкие шуточные номера звучали в исполнении Герман с едва уловимым оттенком печали), хрупкая, подкупающая своей искренностью романтичность и просто-таки обезоруживающая женственность: не было на советской эстраде (возможно, за исключением Валентины Толкуновой) певицы более нежной и трогательной.

В репертуаре этой замечательной певицы есть немало песен, которые исполнялись и другими артистами, но именно вариант Анны Герман считается каноническим. Кто только не исполнял пахмутовскую «Надежду» — но с задушевным прочтением Герман ни одна версия не сравнится. Это же можно с полным основанием сказать и про шедевр Бабаджаняна «Не спеши», который без германовского тембра немыслим. Старинный русский романс «Гори, гори, моя звезда» никому не удавался так проникновенно и душещипательно, как этой милой женщине. Да и знаменитую «визитную карточку» Герман «Когда цвели сады» едва ли возможно представить в чьем-либо еще исполнении.

Жизнь певицы оборвалась рано — она умерла в возрасте 46 лет. Когда перестал звучать ее голос, стало очевидно даже не то, что какая-то очень важная частичка советско

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть