Александр Адабашьян: «Зритель возьмет то, до чего дотянется»

21.07.2012

Лариса РОМАНОВСКАЯ

Александр Адабашьян завершил съемки картины по собственному сценарию «Проезд Серова». Действие разворачивается летом 1953 года. В московскую коммуналку в проезде Серова, где живет со своими родителями девочка Таня, возвращаются соседи — из Магадана, куда они были высланы еще до войны.

(фото: пресс -служба кинокомпании RWS)У соседей есть сын Митя. Семья бывших врагов народа постепенно привыкает к новой жизни. Митя очень скучает по оставшемуся в Магадане любимому псу по кличке Гектор, и они с Таней планируют забрать его в Москву. История этой детской дружбы и стала сюжетом фильма.

Москвичи — ровесники главных героев — помнят, что во времена, о которых идет речь, имя советского летчика-героя Анатолия Серова носил проезд, ныне вновь называемый Лубянским.

Финальные кадры фильма снимались жарким июльским днем возле главного здания МГУ на Воробьевых горах. Блестел на солнце черный «ЗиМ», увозящий главную героиню, мелькали тюбетейки, панамки и пионерские галстуки массовки, звонко лаяли собаки, которые появятся на экране в самом последнем кадре. С подбором хвостатых артистов были проблемы: за шестьдесят лет экстерьер многих пород изменился. Не меньше хлопот оказалось и с реквизитом, начиная от картонных елочных игрушек и заканчивая настоящей тигровой шкурой.

В «Проезде Серова» снимались Марина Игнатова, Игорь Гордин, Наталья Ткаченко, Глафира Тарханова, Анастасия Фурса, Константин Воробьев и сам Адабашьян. Картина должна появиться в прокате весной следующего года. Подробнее о съемках рассказывают художественный руководитель и сценарист фильма Александр АДАБАШЬЯН и режиссер-постановщик Анна ЧЕРНАКОВА:

культура: Сценарий «Проезда Серова» был написан десять лет назад и тогда же завоевал первое место на конкурсе сценариев фильмов для детей и юношества, который проводил Фонд Ролана Быкова. Но съемки начались только сейчас...

Адабашьян: Наша картина предназначена для семейного просмотра, то есть не относится к категории фильмов, на которых можно быстро заработать. Найти деньги было трудно. Но год назад, когда тогдашний руководитель компании «Всемирные русские студии» (RWS) Дмитрий Месхиев встречался с Владимиром Путиным, был поднят вопрос о том, чтобы такое кино финансировалось государством на сто процентов, а не на семьдесят, как обычно. Ведь оставшиеся тридцать все равно не найдешь. Кто их будет вкладывать, понимая, что никогда не получит прибыль?

Чернакова: Для исторической картины бюджет у нас сравнительно небольшой — около двух миллионов долларов. Много средств ушло на постройку декораций двора и дома, реквизит для коммунальной квартиры.

Адабашьян: Наша картина не может претендовать на кассовость, но называть ее артхаусом тоже не хочется. Ибо еще с 80-х годов, когда наше кино было в упадке, фильм, который посмотрел хоть кто-то, назывался «лидером проката», а картины, которые не смотрел никто, — «культовыми». Не хотелось бы относиться к этим категориям. Нам кажется, что это хорошее доброе кино, в нем рассказывается о трагичных вещах, но есть и смешные моменты, по крайней мере, смешные для нас. Мне юмор Чехова до сих пор кажется куда более современным, чем у Петросяна. Интересно знать, как отреагирует зритель. Вдруг детей в нашей стране интересует только «Гарри Поттер»?

культура: Почему Вы решили снять фильм об эпохе, начавшейся со смертью Сталина?

Адабашьян: Наш фильм — как этажерка, с которой каждый может взять то, до чего дотянется. А еще это воспоминания о детстве. Когда вы начинаете его вспоминать, то обязательно поверите, что в те времена не бывало дождей и осенней грязи, а зимой падал очень белый снег. Мне в 1953 году было восемь лет. Тогда в прокате были трофейные фильмы. Я смотрел «Тарзана» и диснеевскую «Белоснежку» и был в восторге. Мы с родителями ездили в Анапу, ходили там в кино. Помню, как в очереди в кассу перед нами стояла дама в ночной рубашке, подпоясанной лаковым пояском. У мамы была очень похожая, поэтому я стоял изумленный, пока мне не объяснили, что среди трофейных вещей были комбинации, которые наши дамы носили как вечерние платья. Идиотизм. Но это было...

культура: В фильме появится что-то из Вашего детства?

Адабашьян: В основе картины нет реальной истории, но есть реальность того времени. Сценарий собирался по кусочкам — из воспоминаний, рассказов знакомых. Среди героев фильма — семья, вернувшаяся из многолетней ссылки. Их арестовали в новогоднюю ночь и, оказавшись в Москве, они решают отметить тот самый Новый год, во время которого прервалась связь времен, чтобы представить, что этих страшных лет никогда и не было.

культура: Главные роли в фильме сыграли дети. Многое ли пришлось им объяснять?

Адабашьян: Детям в одиннадцать лет сложно постичь всю глубину трагизма и комизма ситуации. Они играют в буквальном смысле этого слова — так же, как играют во дворе. Им должно быть интересно, забавно. По сценарию герои отдавали пионерский салют. Конечно же, наши маленькие артисты никакого представления об этом салюте не имели, и когда начались съемки, им пришлось тренироваться, салютовать по пятьдесят раз подряд, чтобы жест шел на автомате.

Чернакова: Сейчас создано много фильмов и сериалов про тот период. Но события в них подаются от лица взрослых героев. Очень интересно посмотреть на ту эпоху глазами ребенка. Хотелось передать ощущение счастливого детства и тех ценностей, которых нет у нынешних ровесников наших героев.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть