А сейчас — рекламная пауза

Феликс ГРОЗДАНОВ

13.01.2013

В конце декабря федеральные телеканалы установили своеобразный рекорд — продали 90 процентов рекламного времени на 2013 год. Таким образом, уже предрешено, где, когда и сколько телезрителям покажут йогуртов, батареек и стиральных порошков. Именно эти товары займут большую часть рекламного эфира.

Социологи подсчитали, что на воспитание детей россияне в среднем тратят 37 минут в сутки. Зато у телеэкрана каждый из нас проводит примерно по три с половиной часа ежедневно. 15 процентов этого времени — больше не позволяет Федеральный закон «О рекламе», принятый в 2006 году, — тратится на просмотр коммерческих роликов. Примечательно, что несколько лет назад Россия вошла в пятерку стран, жители которых чаще других смотрят рекламу: каждому из нас в среднем показывают в день по 74 сообщения о товарах и услугах. Эксперты уверяют: телерекламы так много потому, что она дешевая. Ведь стоимость минуты ее размещения на тысячу зрителей в России составляет всего сорок центов США. Средняя цена для Восточной Европы — два с половиной доллара. При продаже эфирного времени ориентируются на рейтинг той или иной передачи. Специальной выборкой по всей России определили 1600 семей, в чьих квартирах и домах установили так называемые пиплметры. Это небольшая приставка к телевизору и пульт. Каждый член семьи, начиная смотреть ту или иную программу, нажимает свою кнопку, и прибор фиксирует, какие передачи предпочитают в разное время жильцы. Данные со всех пиплметров обрабатываются в едином центре. И чем больше оказывается аудитория у передачи, тем дороже продается реклама в ней. Измерения эти затратные — около 300 млн рублей в год. Но прибыль от коммерческих роликов несравнимо больше. Так, только по предварительным подсчетам аналитиков, доходы телеканалов от размещения рекламы в прошлом году увеличились на 18 процентов и составили 131 млрд рублей.

В Старом Свете считается нормой, если в рамках коммерческой паузы мы видим только один продукт или марку. В Германии крупнейшие телеканалы показывают платные ролики исключительно в период между шестью и восемью часами вечера. Прибыль от таких вставок очень невелика, а существуют каналы за счет специальной пошлины (около 16 евро в месяц), которую платят все владельцы теле- и радиоточек. В Болгарии государственной телекомпании «Болгарское национальное телевидение» разрешено показывать не более 15 минут рекламы в день. Во многих скандинавских странах коммерческие вставки на радио и телевидении вообще запрещены.

Нам до этого пока далеко, поскольку реклама — главный кормилец даже для государственных каналов. Именно благодаря ей появляется возможность снимать дорогие шоу и фильмы. Разумеется, телевизионщики заинтересованы как можно дороже продать эфирное время. Тут существует множество тонкостей. Например, осенью и зимой, когда люди больше сидят дома, базовые цены возрастают на 10-15 процентов. В выходные стоимость рекламы выше, нежели в будни. Первый и последний ролик во время рекламной паузы ценятся дороже остальных, а вот вторая минута считается самой провальной — к этому времени у экранов в среднем остается не более 50 процентов аудитории. Кстати, помните: переключать программы во время рекламных пауз бесполезно — эфирная сетка федеральных каналов строится таким образом, чтобы сообщения о товарах и услугах шли практически одновременно на разных кнопках. В утренние часы самое дорогое время — с семи до девяти утра, когда потребители коммерческих сообщений собираются на учебу, на работу или просто завтракают перед экраном. А в вечерний прайм-тайм — промежуток с шести до десяти часов, когда у телевизора вся семья, — реклама, хоть и самая дорогая, но зато наиболее эффективная.

Правда, по данным, полученным в ходе опроса ВЦИОМ в конце прошлого года, большинство россиян — 61 процент — коммерческим роликам не верят. И лишь шесть процентов признались, что делают покупки, ориентируясь на рекламу.