Говорят и показывают

Ольга АНДРЕЕВА

31.08.2017

Новый телесезон начинается с перемен. Отечественный медиаменеджмент все чаще сталкивается с проблемами, которые до сих пор выглядели скорее теоретическими, нежели практическими, и найти ответ на новые вызовы пока не в состоянии. Смена ведущих на Первом (переход Малахова на «Россию 1», увольнение Тимура Кизякова и Александра Олешко), закрытие топовых программ («Наедине со всеми») и даже целых каналов (Life), серьезные сокращения и реструктуризация, которые постигли телеканал «Культура», — такова картина сентября. 


Малахов выбирает «Россию» 

Самым громким из последних событий, связанных с телевидением, стало таинственное исчезновение Андрея Малахова с Первого. А самым стратегически важным — закрытие канала Life. В истории с известным ведущим прежде всего была важна интрига: уйдет или не уйдет. Слухи держали в тонусе новостные ленты все лето. Однако исчезновение, как оказалось, тесно связано с рокировками на других каналах. В сухом остатке: Малахов будет вести «Прямой эфир» на «России 1» вместо Бориса Корчевникова, который в свою очередь стал генеральным директором и генпродюсером телеканала «Спас». Как свидетельствуют пресс-релизы, за перемещениями не стоит ни конфликтов, ни принципиальной смены курса. Колоссальный ажиотаж, сопровождавший перестановку медийных лиц, подтвердил, что разговоры «о главном» на ТВ все еще пользуются страстной популярностью у зрителей. 

Важным сюжетом видится и закрытие канала Life. Здесь проявила себя системная проблема отечественного телевидения — финансовая. «Есть история с Life, — говорит Олег Игнатов, руководитель департамента политического анализа Центра политической конъюнктуры, — конфликт между Арамом Габреляновым и генеральным инвестором привел к прекращению финансирования. Life закрылся, потому что не мог содержать сам себя. Он обходился заказчикам слишком дорого, а нужного результата не приносил». Становится понятно, насколько велико расстояние между зрительским восприятием и реальными проблемами медиаменеджмента. Современное телевидение вообще очень хорошо иллюстрирует тезис: не все есть то, чем кажется. Снаружи мы видим некий компот из программ для самой разной аудитории, а изнутри — сложнейшую машинерию экономики, технологий, профессионального креатива, амбиций, пиара, политики. Можно сколько угодно жаловаться на «бездуховность ТВ», но очевидно, что получаемое на выходе — есть результат не наших вкусовых предпочтений, а сложений и вычитаний, происходящих внутри телевизионного космоса. 

Ничего нового

Летом, когда новостные ленты пестрели сообщениями о телевизионных рокировках, многим казалось, что перемены в сетке вещания будут чуть ли не революционными. 

На деле премьерный лист каналов оказался вполне обычным (если не сказать — консервативным). Все обновления произошли за счет новых развлекательных проектов. После закрытия топовых программ в Сети долго курсировал слух об исчезновении таких монстров Первого, как «Давай поженимся!» и «Модный приговор». Однако руководство канала успокоило зрителей — ничего из этого списка не исчезнет, напротив, новое главной кнопки страны не слишком отличается от старого. Максим Галкин начнет вести шоу «Гипноз», в котором герои-знаменитости будут давать откровенные интервью в состоянии сна. Тот же Галкин запускает проект «Старше всех!», посвященный талантливым пожилым людям. Выйдет в свет и новая программа «Короли фанеры», где известные гости будут соревноваться в исполнении песен под фонограмму.

Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров будет вести на Первом программу «Главный котик страны». Шоу стартует 3 сентября. «Коты очень похожи на своих хозяев. Например, у меня был кот, который, несмотря на то, что его кормили черной икрой с ложечки, все равно был похож на драного уличного котяру, — сказал Шнуров. — Поэтому наша передача не о котах, а про нас с вами».

Главной изюминкой «России 1» нового сезона стал запуск ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир». Пока непонятно, что изменится в формате шоу, но истории и расследования точно никуда не денутся. 

НТВ объявило о начале конкурса «Ты супер! Танцы». Вести шоу будет Александр Олешко, только что покинувший Первый канал. Программа посвящена детям-сиротам, желающим посвятить себя танцевальной карьере. Готовятся к запуску и еще три премьеры — «Пора в отпуск», «Как в кино» и «Квартирник НТВ». Первое шоу будет проходить с участием семейных психологов, которые разработают индивидуальные маршруты путешествий для пар, нуждающихся в отпуске. «Как в кино» расскажет реальные истории обычных людей, которым довелось пережить приключения, аналогичные сюжетам знаменитых блокбастеров. А «Квартирник» — это традиционный камерный концерт культовых музыкантов, играющих в домашней обстановке в кругу друзей. 

«ТВ Центр» сделал ставку на беспроигрышную любовь зрителей к детективам. В новом сезоне поклонников ждут новые западные и отечественные сериалы. СТС готовит к запуску адаптированный вариант американского вокального шоу American Idol. В нашей версии оно называется «Успех». ТНТ запустил комедийно-музыкальное шоу «Студия Союз», где звезды будут погружаться «в мир изощренной русской эстрады». Еще одна новинка канала — шоу талантов «Открытый микрофон». Победитель сезона станет постоянным комиком в шоу Stand Up. Обновленная студия и новый ведущий появились в 4-м сезоне шоу «Танцы». Вместо ушедшего Егора Дружинина работать с командой будет хореограф Татьяна Денисова. 

Как видно из этого не короткого списка, новинки — это всего лишь вариации на старые темы. 

Гонка за аудиторией

Телевидение остается консервативным, потому что единственный критерий работы с не политическим вещанием — рейтинги. Гонка за ускользающей аудиторией и прибылью — судьба любого канала в любой стране. Но и здесь не все очевидно. Летом этого года два ведущих центра социологических исследований провели важные для телевидения опросы. 

Судя по данным «Левада-центра», 53 процента молодых людей в России предпочитают смотреть новости на Первом. Из чего должно следовать, что «голубой экран» является главным поставщиком новостного контента даже для молодежи (что уж говорить о людях старшего поколения). Однако данные ВЦИОМ, если не опровергают, то существенно корректируют цифры коллег: за пять лет аудитория теленовостей сократилась с 78 до 69 процентов. Если раньше 52 процента зрителей получали информацию из новостей регионального телевидения, то сейчас этот процент уменьшился до 44. Зато аудитория новостных интернет-порталов растет. Только за последний год число потребителей сетевых новостей увеличилось с 40 до 46 процентов. 

Если оставить в стороне дискуссию о корректности социологического опроса как такового, мы получим картину, в общих чертах совпадающую с общемировыми тенденциями, но имеющую местную специфику. В части падения рейтингов мы не одиноки. Западное телевидение столкнулось с этим уже давно. В России эта проблема стала ощутима в последние годы. «О падении популярности телеканалов заговорили в 2009 году, когда обратили внимание на сетевые технологии, — говорит Игнатов, — тогда же заговорили о кризисе телевидения. Естественно, что появление сетевого контента и нишевых каналов приведет к оттоку аудитории с центральных каналов. Это объективный факт. Естественно, руководство должно отвечать на это падение рейтинга и искать выход». 

Специфика нашей аудитории — в практике смотрения. Российское телевидение изначально несло груз советского опыта, который связан с традициями, жестко вписанными в жизненный уклад массового зрителя. Советское телевидение, не богатое на контент, в течение многих десятилетий служило цепью, сковывающей страну в одно целое. Два-три канала, десяток программ, которые смотрели все, — это один из рецептов монолитности большой, сложно устроенной державы, которой и был СССР. Но если советская власть, думая об обществе, отталкивалась от марксистской теории, рассуждавшей о социальном единстве в рамках одного класса, то сейчас общество напоминает смешанный лес, где уживаются сотни видов растений — от ландышей до кедров. 

Мы ждем перемен

Телевидение обречено следовать за аудиторией. Смена общественных увлечений, реструктуризация социальной сферы неизбежно меняют и содержимое сетки вещания. Мы действительно стоим на пороге больших перемен, ведь общество за последние 20 лет успело радикально перестроиться, а вещание структурно остается тем же. Федеральным каналам все труднее объединить в один народ и зауральского библиотекаря, и столичного инженера. Впрочем, не совсем понятно, стоит ли это делать, да и возможно ли. «У нас испокон века существовала логика канала, который удовлетворяет интересам всей аудитории, — говорит Игнатов, — эта модель неизбежно будет разрушена. На Западе процесс давно произошел. Там политическое ТВ давно оторвано от развлекательного. Сейчас это происходит и в России».

Перспективы ставят руководителей федеральных каналов в крайне неловкое положение. Надо меняться, но как? Повсюду подстерегают опасности и риски. Если следовать мировым тенденциям и убирать политическое вещание, то тут же возникает вопрос: будут ли люди смотреть чистую развлекаловку? 

Опасности ожидают медиаменеджеров и в части политической повестки. «Политический вопрос тоже есть, — сетует Игнатов, — в России медийные общественно-политические проекты невозможно превратить в бизнес, как того хотелось бы телевизионным начальникам».

Впрочем, есть вероятность, что на помощь старому доброму ТВ придут те самые новые технологии, которые до сих пор мешали ему жить. Ведь если врага нельзя уничтожить, с ним следует подружиться. «Телевидение станет другим, — уверенно говорит Игнатов, — оно будет адаптироваться, используя новые технологии. У нас пока есть изоляция между ТВ и Сетью. На Западе ее нет. Если в телевизоре появляется что-то интересное — в Сети немедленно появляется ролик. В России это пока очень слабо развито. Но и у нас граница между ТВ и Сетью будет стираться. Люди по-другому будут потреблять контент. Процесс не остановить, потому что ТВ надо зарабатывать деньги».

Тем временем граждане, по данным «Левады», смотрят не только в телевизор, но и в холодильник. Результаты последнего опроса социологов свидетельствуют, что россияне считают самыми серьезными проблемами общества рост цен и бедность (61 и 45 процентов опрошенных соответственно). Среди других острых проблем люди упоминают также рост безработицы и коррупцию (по 33 процента). 

Как реагируют федеральные телеканалы на этот запрос? Пока никак. Скажется ли это игнорирование на рейтингах? Безусловно. 

Каким будет телевидение, которое ждет нас впереди, сказать не может никто. Понятно лишь, какие надежды на него возлагаются в первую очередь. Российский телеэкран обязан рассказывать о том, как живет большая страна. Возможно, это и есть путь к новому национальному единству, поиску общих смыслов и ценностей. 


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS