Максим Матвеев: «Для меня женщина — произведение искусства»

Денис СУТЫКА

30.03.2017

Одну из главных ролей в сериале «Мата Хари» сыграл Максим Матвеев. «Культура» побеседовала с популярным актером о шпионаже, любви, женщинах, а также о работе в проекте Карена Шахназарова «Анна Каренина».

культура: Чем сегодня привлекательна история Маты Хари?
Матвеев: Отчасти это мифологический персонаж. Те страны, со спецслужбами которых она сотрудничала, до сих пор не могут разобраться, на чьей же стороне эта женщина была на самом деле. Понять ее практически невозможно. Про таких говорят: себе на уме. В судьбе Маргарет Зелле больше вопросов, чем ответов. Именно поэтому она стала такой притягательной для историков и кинематографистов. 

культура: Вы играете возлюбленного главной героини. Это реальный человек или выдумка сценаристов? 
Матвеев: В последние годы жизни рядом с Матой Хари был капитан русской армии Маслов. В нашей картине он имеет отношение к контрразведке. В трактовке создателей сериала Маслов стал тем самым мужчиной, к которому она испытывала настоящие чувства. Хотела быть с ним рядом. Точно так же, как и в действительности, этот офицер волей или неволей послужил причиной ареста и гибели танцовщицы.

культура: Что Вас заинтересовало в сценарии?
Матвеев: Мне понравилась человеческая мотивация в поступках главной героини. В Маслове же зацепило то, что он представлен как аутсайдер. Обедневший дворянин, ему некуда возвращаться, у него нет привязанностей и мало сдерживающих факторов. Захотелось его понять. К тому же это единственный мужчина, поначалу отвергший неотразимую Мату Хари.

культура: Почему?
Матвеев: В первой серии гибнет напарница, с которой его связывали серьезные взаимоотношения. И мне кажется, на момент встречи с Матой Хари он еще не отошел от потери, поэтому и не обращает на нее никакого внимания. Что ее, естественно, бесит. Она ведь была так называемой экзотической танцовщицей. Тогда еще не существовало понятия стриптиза, и подобные зрелища производили колоссальный эффект. По сути, Мата Хари до Айседоры Дункан возвела процесс обнажения в форму искусства. Она привыкла, что окружающие сразу теряли голову. А Маслов оказался парнем достаточно стойким: мол, чего я там не видел? Героев ждет длительный процесс притирки. Поначалу они сходятся исключительно как товарищи. По-человечески хорошо понимают друг друга. Мне нравится жизненность их отношений.

культура: Как думаете, Ваш персонаж нарочно подставил Мату Хари?
Матвеев: Не знаю, как в реальной истории, но в нашей версии Маслова и самого подставили. Выудили из него какую-то информацию, затем слова сильно исказили, а в итоге эти свидетельские показания и привели к расстрелу танцовщицы.

культура: В сериале доходчиво показано, как раньше воспринимали женщину, раздевающуюся во время танца. Как сами относитесь к обнаженной натуре? 
Матвеев: Я всегда вспоминаю первые съемки у Валерия Тодоровского. Он захотел, чтобы одну из сцен мы с актрисой сыграли обнаженными. Я думал: «Вау, круто! Действительно, молодые люди, свободные, смелые, живут вдвоем, разговаривают о творчестве. Почему бы и нет?» Был приглашен дублер — профессиональная стриптизерша. Красивая, кстати, девушка. На площадку ее привез муж. Мы все немного растерялись, щекотливый момент. Но он спокойно смотрел, как она работает голая в кадре, а потом гордо заявил: «Это моя!» То есть у каждого свои представления о морали.

Я отношусь к женскому телу как к высшему творению природы и Бога. Для меня женщина — произведение искусства. Не припомню, чтобы когда-то испытывал настороженность к подобным вещам. С другой стороны, я понимаю тех, кто считает такое занятие недостойным. Тут ведь еще важно, как дама сама себя позиционирует. Она может носить бронированный костюм, но все будут видеть в ней девушку легкого поведения. В общем, здесь тонкая грань. 

культура: В мае на экраны выходит фильм Карена Шахназарова «Анна Каренина». Чем, по-Вашему, этот роман привлекателен для кинематографистов?
Матвеев: Как бы грубо ни прозвучало, но, видимо, нам всегда будет интересно исследовать тему адюльтера. Всем хочется понять, почему человек вдруг принимает решение уйти из семьи, бросить ребенка. Сколько наш мир существует, столько поднимаются эти вопросы. К тому же роман Толстого очень кинематографичен. Если его вдумчиво читать, то можно заметить, что автор сам пишет экспликацию ролей. Лев Николаевич детально разбирает действия героев. «Анна Каренина» — учебник по актерскому, режиссерскому и сценарному мастерству. 

культура: У большинства людей хрестоматийное представление об этой книге. Работая над главной мужской ролью, Вы как-то переосмыслили роман?
Матвеев: Всегда любопытно найти причины поступков того или иного персонажа. Я попытался разобраться в характере Вронского, зацепившись за факты биографии. Его мама славилась внебрачными связями, и при жизни мужа, и когда овдовела. Она отправила ребенка в Пажеский корпус. Парень рос, не имея перед глазами примера счастливых семейных и родительских взаимоотношений. Вронский, по сути, эмоциональный инвалид. Плюс нужно поинтересоваться самим Пажеским корпусом. Там воспитывали высшее сословие, или, выражаясь современным языком, золотую молодежь. Их натаскивали в плане этикета, языков, поддержания разговора. На тот момент это было самое развратное учебное заведение в России. 

культура: То есть Ваш Вронский далек от идеала?
Матвеев: У Станиславского есть такой термин, как сверхзадача. Моей стало — понять, чего хочет Вронский.

культура: И к чему пришли?
Матвеев: Он жаждет того, чего был лишен в детстве, — семьи. Почему молодой человек ходит в дом к Щербацким? Толстой подчеркивает: если бы Вронскому сказали, что все его действия будут расценены, как его потенциальное решение жениться на Кити, то он бы сильно удивился. Ему хорошо в этом доме. Камин, вечно брюзжащий отец, мама, препирающаяся с ним. Он пригрелся там, как щенок. Кити он явно не воспринимает в качестве сексуального объекта: он видит в ней сестру. А у девочки трагедия.

культура: В Анне, как понимаю, он почувствовал настоящую женщину?
Матвеев: Да. Кроме того, очевидна какая-то материнская проекция. В его отношениях с Анной есть что-то фрейдистское. К тому же у Вронского нет способности предугадывать последствия своих поступков. Когда возлюбленная заявляет ему, что беременна, он теряется. Послушай, парень, а раньше ты не думал, что от подобных взаимоотношений бывают дети? И когда происходит конфликт, ты видишь, что у Вронского нет инструментария для общения с противоположным полом. При чтении романа порой Каренина меня откровенно бесила. Я не понимал, почему Вронский не стукнет по столу, не заявит о себе как мужчина. Он все время успокаивает Анну и понуро вешает голову. Это ужасно, беспомощно, трагично.

культура: Такого инфантильного Вронского в современной России можно встретить где угодно.
Матвеев: Вот именно. Я всегда ищу актуальность героя. Роман Толстого — не сказка, а срез жизни реальных людей. Столкновение этих двух человек привело к трагедии. Будь на их месте другие, вероятно, все закончилось бы иначе. Какая может быть аналогия в наши дни? Мне кажется, это поколение детей богатых родителей. Ими особо не занимались, они избалованы. У Вронского ведь имелась своя квартира, там такие кутежи происходили... И сегодня много таких персонажей, причисленных к золотой молодежи. Вронского можно найти в каждом уголке России. Но это обертка, а что у них за душой?