Толстой и Столыпин: история одной крестьянки

Виталий СОКОЛОВ, Пенза

18.05.2012

От обязательных «датских» постановок нынешний театр благополучно отвык. Тем неожиданнее появление в репертуаре Пензенского областного драматического театра имени Луначарского спектакля с уточнением: «К 150-летию П.А. Столыпина».

Понятно, почему Пенза — у столыпинского рода здесь глубокие корни. И бабушка Михаила Лермонтова, который провел детство в Тарханах под Пензой, Елизавета Алексеевна Арсеньева — урожденная Столыпина, а сам великий поэт приходился знаменитому политику троюродным братом (хотя увидеться в этой жизни они не могли в принципе — гибель первого и рождение на свет второго разделяют более двадцати лет).

Непривычно другое: пьеса написана специально для пензенского театра известным московским драматургом Ольгой Михайловой. Идея, родившаяся у губернатора Пензенской области Василия Бочкарева и худрука театра Сергея Казакова, была подхвачена Столыпинским фондом. Итогом стал предпремьерный показ для участников «Столыпинской недели», проходившей в Пензе в апреле, а затем и премьера для обычной публики.

«История одного преступления» на афише снабжена подзаголовком «Исторический детектив». Среди персонажей помимо «премьер-министра всея Руси» еще Лев Толстой. И вымышленные герои: некая крестьянка Пензенской губернии, обвиняемая в убийстве, ее адвокат, его колоритная прислуга Федосья плюс секретарь Столыпина.

Спектакль, поставленный приглашенным московским режиссером Ансаром Халилуллиным, — это трагикомическая театральная фантазия, действие которой происходит летом 1910-го, за год до рокового выстрела Богрова. Впрочем, и Столыпин (Сергей Дрожжилов), и его вечный оппонент граф Толстой (Александр Куприянов), казалось бы, находятся на периферии сюжета: к ним, как к последней инстанции, «к власти и к совести России», обращается провинциальный адвокат Яншин (Григорий Мазур), отчаявшийся найти истину в деле своей подзащитной, красавицы Марьи Крюковой (Вера Дупенко). Но, увы, для двух великих умов — при всех их искренности и глубине — конкретная человеческая судьба становится в первую очередь поводом для нескончаемых дискуссий о государственной машине, судах, собственности на землю... Впрочем, оба «столпа», по фантастическому допущению драматурга, все-таки находят время встретиться и даже лично съездить в Пензу, чтобы там, на месте, со всем разобраться. Да поздно…