Сумерки мариинских богинь

Варвара ВЯЗОВКИНА

13.04.2012

Мариинский театр привез на «Золотую маску» последние балетные премьеры, чтобы поучаствовать в конкурсной программе и просто показать себя. Увиденное не показалось конкурентоспособным.

На Новой сцене Большого театра петербуржцы выступали три дня. Вместе с «Вечером одноактных балетов» дважды показали «Парк». Однако кульминацией нынешней «Золотой маски» мариинские гастроли явно не стали. Зато Москва приготовилась к конкурсной борьбе отменно: четыре спектакля Большого театра и один, но ударный — МАМТа. Одноактные балеты Уэйна Макгрегора, Уильяма Форсайта и Мауро Бигонцетти — Chroma, Herman Schmerman, Cinque — Большой отыграл раньше. На днях состоялись показы «Утраченных иллюзий» Алексея Ратманского и «Русалочки» Джона Ноймайера в «Стасике». Так что главные претенденты на «Маску» — среди них.

В Мариинку за последние пять лет чаще всего уходили «Маски» по номинации «лучшая женская роль», ими были отмечены почти все ведущие балерины: Диана Вишнёва, Екатерина Кондаурова, Алина Сомова, Евгения Образцова. Всех, кроме Образцовой («играющей» теперь за Большой), можно было видеть в эти три апрельских вечера. Так, в конкурсе фестиваля участвовал «Парк» с Дианой Вишнёвой. Надо ли говорить, что пересадка эксклюзивного балета Парижской оперы на берега Невы стала событием экстраординарным и сверхутонченный «Парк» — как раз из гардероба Вишнёвой? Но почему-то не сложилось. У великой танцовщицы вышла проходная роль. Несколько лет назад, когда она выступала на концерте в знаменитом «висячем» поцелуе из «Парка» с Владимиром Малаховым, феноменальные артисты казались идеальной парой, и брала досада, почему Вишнёва не исполняет спектакль целиком. Сегодня, когда «Парк» вошел в репертуар Мариинки, Диана перегорела, будто пережив в том кульминационном дуэте, исполненном на концерте, весь спектакль. С ее жаждой творчества и созидательной силой она кидается со свежими силами в новые проекты. Именно с такой яростью новизны ею был представлен московской публике на «Вечере одноактных балетов» «Лабиринт» — спектакль Марты Грэм 1947 года, который по инициативе Вишнёвой идет в Петербурге. Но как часть нового проекта «Диалоги», показанного осенью в Москве на фестивале DanceInversion, «Лабиринт» попадет лишь в конкурс следующего года.

Шедевр Прельжокажа, созданный в 1994 году и ставший хитом французской хореографии, русские артисты произнесли с петербургским акцентом. На первый план неожиданно вышли мужчины-танцовщики и конкретно Александр Сергеев, исполнитель из второго состава. Вся история про влюбленных садовников развернулась вокруг него: чистого романтика, галантного кавалера, попавшего в другой век, словно в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже». Вместе с Сергеевым блеснула Виктория Терёшкина — холодная петербургская «техничка», которую современный босоногий балет превратил в чувственную диву. В «Парке» она переиграла номинантку Вишнёву.

После «Лабиринта» с Вишнёвой вечер пошел по нисходящей. Балет «Простые вещи» Эмиль Фаски поставил для Кондауровой два года назад в рамках вечера современных хореографов, которых Мариинка упорно отыскивает и приглашает. Но когда Фаски играет за одним столом с Мартой Грэм, а подлинная прима Вишнёва соревнуется с просто хорошей артисткой Кондауровой, у более слабых нет шансов на успех.

Очевидно одно: великая до недавнего момента балетная труппа сдает свои лидирующие позиции. Мариинка уже не безусловна.