Спокоен тот, в ком совесть нечиста

Наталия КАМИНСКАЯ

10.02.2012

Премьерный спектакль «Хроника времен Бориса Годунова» интригует пояснением: «По произведениям Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и М.П. Мусоргского».

Пять лет назад выпускники актерского курса Владимира Рецептера, курса, ставшего затем под его же руководством театром «Пушкинская школа», уже играли трагедию «Борис Годунов», но в чистом виде (режиссер Иван Стависский).

Теперь сам худрук вернул артистов в пьесу, нагрузив их при этом текстами Карамзина из «Истории государства Российского», несколькими ариями из оперы Мусоргского и, что самое главное, размышлениями самого А.С. Пушкина о его трагедии, о русском театре, об отечественной истории.

Главная нагрузка в новом спектакле Рецептера пришлась на актера Дениса Волкова, который здесь Пушкин и есть, только без бакенбардов. «Хроника времен Бориса Годунова» — это, в сущности, диалог автора со своим творением, а по его поводу и со всем миром. С друзьями и недругами, издателями, историками, публикой, с бесконечно почитаемым им Карамзиным — «последним», по его словам, «летописцем», эстафету из рук которого принимает именно Пушкин, ибо знает: больше некому.

Сцены трагедии молодые актеры исполняют, как и всегда в этом театре, практически без «подпорок». Костюмы лишь обозначены какой-то деталью, мизансцены просты. «Пушкинцы» играют с редким для своих лет пониманием предмета и цели высказывания. В спектакле возникают яркие вспышки совершенно нового смысла, найденного, казалось бы, в давно известных героях. Вот Пимен Дениса Французова, чье главное качество… простодушие. Перед нами не монументальный монах, но прозрачный старец с детскими глазами, который по доверчивости подсказывает будущему Самозванцу повод действовать.

А вот и сам царь Борис Григория Печкысева, молодой, циничный, бесконечно далекий от раскаяния. Знаменитое «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» он произносит с остервенением — вот ведь, думал, все сойдет с рук, а выходит иначе.

Рецептер чередует пушкинские ямбы с жесткой прозой Карамзина, которую его актеры легко «раскидывают» между собой, как реплики. Историческая трагедия увеличивается в объемах и нависает мрачной глыбой. В финале возникает сильная сцена пострижения Бориса, сочиненная режиссером на основе подлинного обряда, и понимаешь: все это о покаянии, так до сих пор и не совершенном страной царей и самозванцев, генералиссимусов и генсеков, премьеров и президентов.

А что брат Пушкин? Ему, как всегда, труднее остальных. Он организует действие и одновременно противостоит ему. Он сообщает спектаклю изрядную порцию информации для серьезных размышлений, а порой хочется просто пьесы и игры. Но именно ради Пушкина, который долго не решался печатать свою трагедию, ибо слишком многое прозревал вокруг себя, режиссер и затеял это эксклюзивное предприятие.

«Хроника времен Бориса Годунова» Санкт-Петербургский театр «Пушкинская школа».

Сценарий и постановка Владимира Рецептера.

Сценография Вячеслава Лебедева

В ролях: Денис Волков, Никандр Кирьянов, Григорий Печкысев, Денис Французов, Иван Мозжевилов, Павел Хазов