Седина и бесы

30.03.2012

Наталия КАМИНСКАЯ

Роман Федора Достоевского «Бесы» Юрий Любимов поставил в собственной инсценировке и в собственной сценографии. Сделал он это после того, как покинул Театр на Таганке, который сам фактически создал в 1964 году и которым руководил вплоть до 2011-го.

Спектакль «Бесы» появился на свет в Театре им. Евг. Вахтангова — том самом, чей порог Любимов не переступал примерно полвека. Именно здесь он был когда-то одним из ведущих артистов, но однажды переменил свою участь, став создателем собственного театрального дела, режиссером, которого ныне знает весь мир.

Слишком многое закольцевалось в этой истории и просится в символы и знаки. 94-летний режиссер, славившийся прежде острым политическим мышлением, ставит великий роман Достоевского в момент, когда Россия находится на новом витке общественного брожения, протестантства всех мастей и оттенков. Но выбирал он этот материал наверняка и под впечатлением от недавних скандальных событий в собственном театре, откуда он ушел, обвинив своих актеров, по существу, в бесовщине.

Седой маэстро по-прежнему сидит на премьере в центре зала со своим знаменитым фонариком в руках, которым еще на «Таганке» советских времен подстегивал в артистах бешеный общественный темперамент. Та «Таганка» была для власть предержащей и обывателей тоже средоточием «бесовщины», гнездом бунтарства, оппозицией и фрондой. «Таганка» эпохи девяностых и нулевых, куда Любимов возвратился из изгнания, сохранила форму, однако поменяла суть. Умудренный возрастом и жизнью, мастер более не фрондировал, скорее язвительно философствовал; отчаянные, прямые апелляции к залу сменил афористичными размышлениями. Пульс выровнялся, температура понизилась.

«Бесы» поставлены как «концертное исполнение романа», и это многое объясняет. Строгий рояль в центре зала, сухие мизансцены у самой рампы, живая музыка в исполнении замечательных музыкантов Александра Гиндина, Владимира Мартынова, Александра Кудрявцева Ивана Соколова, задник с классическим французским пейзажем и вечная массовка на его фоне — перед нами действительно концерт. Жанр, где чередуются отдельные номера, и как ни скрепляй их общей идеей, полного погружения в кипящий котел романных событий все равно не произойдет. Понятие «концерт» при желании можно ведь употребить и по отношению к нескончаемой череде «номеров», из которых — что при Достоевском, что нынче — состоит наша отечественная действительность. «Номеров» с нелепыми сюжетами, незадачливыми исполнителями и тайными изощренными манипуляторами.

Так, без сомнения, и было задумано, ибо мастерство построить сцену, расставить акценты, задать темп и ритм, нанести нужные краски на нужные места у Любимова по-прежнему на месте, и перед этим феноменом остается только снять шляпу. Спектакль длинный, идет почти четыре часа, в него умещаются едва ли не все главные сцены романа, а «сердце» действия бьется ровно, без перебоев, но это обстоятельство одновременно и восхищает, и приводит в уныние. Вроде бы нет ни одного провального эпизода. Хороши экзальтированная хромоножка Лебядкина — Мария Бердинских, роскошные Елизавета Николаевна — Евгения Крегжде и Варвара Ставрогина — Екатерина Симонова. Несомненно, хорош старший Верховенский — Юрий Шлыков, этакий классический российский резонер. Остро и стильно играет Ставрогина Сергей Епишев, у него выходит даже не бес, почти Мефистофель. Есть и откровенно гротескные фигуры: маниакально скованный Кириллов — Валерий Ушаков и капитан Лебядкин — Евгений Косырев, чье упоенное лицедейство могло бы составить успех даже цирковому представлению.

Однако все без исключения персонажи поставлены крепкой и сильной режиссерской рукой в общий пейзаж, на который его создатель смотрит как будто издалека и с высоты. Перед нами энциклопедия русского бесовства, сухо и деловито расписанная по статьям и главкам, которые давно выучены и не взыскуют мучительных размышлений. Здесь есть место всем «достоевским» антитезам: вера-безверие, ответственность-безответственность, общественное благо-личная корысть, совесть-подлость… Но ни одна из них не способна перевернуть душу, а ведь именно это и происходит с тобой, когда читаешь Достоевского, актуального до оторопи.

«Бесы». Ф.М. Достоевский. Театр им. Евг. Вахтангова

Постановка и сценография Юрия Любимова

В ролях: Сергей Епишев, Екатерина Симонова, Юрий Шлыков, Евгения Крегжде, Юрий Красков, Евгений Косырев, Мария Бердинских и другие

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть