Балетные кляузы

25.11.2012

Елена ФЕДОРЕНКО

В области балета нынешний ноябрь выдался месяцем эпистолярным и скандальным.

Сначала — письмо деятелей культуры президенту России, где ряд мэтров предлагают назначить Николая Цискаридзе гендиректором Большого театра. Следом — петиция министру культуры Владимиру Мединскому, подписанная профсоюзом балетной труппы Мариинского театра.

Что касается послания президенту, оно достигло адресата незадолго до истечения срока контракта Минкульта с первым лицом Большого Анатолием Иксановым. В итоге продление договора произошло раньше протокольного срока — похоже, именно как реакция и красноречивый ответ на странное письмо. Постфактум выясняется, что далеко не все подписанты (коих дюжина) видели текст обращения. «Прошу не считать мою подпись действительной», — заявляет худрук театра «Ленком» Марк Захаров. Извинились перед Иксановым Елена Образцова и Зураб Соткилава. Из информированных источников стало известно, что и худрук Театра Эстрады Геннадий Хазанов ходатайства лично не визировал.

На сегодняшний день инцидент исчерпан, однако проблема остается: есть известный танцовщик, желающий получить управленческую должность, и, думаю, история с его трудоустройством будет иметь продолжение.

Во втором письме — министру из Мариинки — содержится просьба «провести проверку финансово-хозяйственной деятельности театра». Ни в Минкульте, ни в самом театре комментариев прессе не дают. Послание получено министерством во вторник, 20 ноября. Ситуация, зеркальная Большому: взбунтовалась безнадзорная труппа. Должность художественного руководителя балета — того, кто определяет тактические задачи и стратегию развития, в Мариинском театре свободна уже несколько лет. Отправитель — профбюро балетного цеха, куда входят представители различных артистических иерархий — от примы до артиста кордебалета: Дарья Павленко, Дмитрий Пыхачов, Валерий Коньков и помощник заместителя завбалетной труппой Ирина Загребина. Все они выражают недовольство условиями труда, зарплатами и распределениями пособий и грантов. Неудовлетворенность касается не только финансовых, но также правовых и творческих вопросов. Время для демарша было выбрано, кажется, намеренно: балетная труппа вместе с руководством театра находится на гастролях.

Авторы просят «принять правила внутреннего трудового распорядка театра»; «изменить существующую систему оплаты труда», сделав ее «прозрачной»; «создать в цехе балета творческую коллегию для распределения ролей»; «подобрать и назначить главного балетмейстера, художественного руководителя, директора балета и их заместителей».

Строптивые артисты в балете были всегда, а жалобы на руководство нет-нет, да становились достоянием общественности. Но любые письма и петиции, как правило, знаменуют собой творческое неблагополучие, характеризуя ситуацию изнутри. Не первый день понятно, что балет Мариинки тормозит: многие спектакли, украшавшие его афишу, исчезли из репертуара, количество премьер сокращается, труппу покинули несколько молодых перспективных солистов, и старшее поколение прим и премьеров остается без достойной смены. А ведь совсем недавно именно Мариинка показывала примеры в освоении нового и в реконструкции старинных образцов. Есть и еще одно косвенное доказательство неблагополучия: две самые яркие выпускницы Академии русского балета имени Вагановой оказались в Москве.

Письмо написано людьми, доведенными до отчаяния, и, увы, свидетельствует о нездоровой атмосфере и отсутствии командного духа в коллективе, с которого традиционно брали пример другие.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть