Руками трогать!

Светлана НАБОРЩИКОВА

22.04.2015

Люди бывают разными. Блондинами и брюнетами, полными и худыми, молодыми и старыми, добрыми и злыми. А еще — слепоглухими и зрячеслышащими. Последние, а таких большинство, часто и не подозревают о существовании первых.

Вернее, подозревают, но, так сказать, в отдалении. Дескать, есть такая форма инвалидности. Живут где-то в специальных условиях бедные, несчастные, обделенные сограждане. Но нам до них дела, в общем-то, нет. Со своей, вполне нормальной жизнью, дай Бог, разобраться. 

В Театре Наций решили, что дело есть. Очень важное и нужное. Причем для обеих сторон. В спектакле «Прикасаемые» те, кто слышит и видит, то есть актеры, рассказывают истории своих визави — тех, кто не видит и не слышит. Среди них — профессор, скульптор, фрезеровщик, писательница, ученица спецшколы, домохозяйка. Упоминается и очень известная персона — ученый-дефектолог Ольга Скороходова. Фрагменты ее биографической книги озвучивает Ингеборга Дапкунайте. 

Разные поколения, разные люди. Но в их жизни был момент, когда они — как пишут в истории болезни — перестали воспринимать окружающий мир посредством зрения и слуха. Эти эпизоды описываются подробно, с деталями и ощущениями. Речь держат и пострадавшие, и те, кто с ними рядом — мать, брат, сестра... 

Эмоциональный градус от рассказа к рассказу нарастает. Кое-кто из зрителей покидает зал, слушать тяжело. Но страшные детали — всего лишь предыстория. Самое важное и интересное начинается потом. Можно ли не потерять вкус к жизни, будучи лишенным зрения и слуха? Можно ли продолжать наслаждаться ускользающим от тебя миром? Трудно, но достижимо. Если у человека остается вера, надежда, любовь. Плюс осязание и обоняние. 

— Запахи. Мощные волны запахов. Разных и отовсюду. Запах — слышный и видимый. Сильнее или слабее — но всегда. Руки — тонкий инструмент осязания. Тактильные ощущения — это реальность для нас, — читает актер Анатолий Белый фрагмент из книги участницы спектакля Ирины Поволоцкой. И завершает цитату на высокой оптимистической ноте: «Мне не нужны слух и зрение — мне нужна жизнь!»

И жизнь бурлит. В Театре Наций — бенефис слепоглухих артистов. Летают над сценой качели — ветер в лицо, чувство полета. Масса перемещений, песен и танцев. Яркие костюмы, креативные шляпки и прически. Раскованные, свободные движения. Как это удается? Кажется, что легко. Есть множество вещей, способных облегчить жизнь слепоглухим. На помосте, заменяющем сцену, постелен ковер, местами гладкий, местами ворсистый — так удобнее ориентироваться по рельефу поверхности. Имеются ориентиры в виде деликатно поступающих в зал ароматов. И совсем неделикатно вторгающихся мелодий — по периметру установлены колонки. Ритм здесь ловят, ощущая вибрацию, а собеседника узнают, проводя руками по лицу. Процесс этот в самом деле достоин сцены — так изящно и непринужденно ведется «ручной» разговор.

В аннотации к проекту по-административному четко формулируется его цель: «Помочь слепоглухим пройти этап социализации и реабилитации посредством вовлечения в творческую деятельность». Вовлечение состоялось. Об успешности решения остальных задач лучше спросить героев спектакля. А вот то, что «Прикасаемые» социально реабилитировали многих абсолютно здоровых людей, — факт бесспорный. После полутора часов общения со слепоглухими проблемы зрячеслышащего мира кажутся ничтожными.