05.03.2015
Похоже, большому кораблю Большого театра попутный ветер заказан. Только поутихли пересуды, спровоцированные целым рядом скандальных ситуаций, как председатель комитета по культуре Госдумы Станислав Говорухин объявил, что парламентарии планируют разобраться с билетными спекуляциями на Театральной площади. Гендиректор театра Владимир Урин пригласил на круглый стол представителей руководства музыкальных театров Москвы, Минкульта РФ и госдумовского комитета.
Из речи Урина, основанной на данных прошлого сезона, стало понятно, что существует одиннадцать ценовых категорий билетов на историческую сцену ГАБТа. Зависят они от популярности спектакля и времени его показа (утренники, естественно, дешевле). Разброс цен в первой, самой дорогой категории, от 100 до 18 000 рублей. Последняя объявляется только раз в году — столько стоит билет на балет «Щелкунчик» 31 декабря. Дальше цены снижаются: вторая категория — от 100 до 12 000 рублей. Самый распространенный ценовой сегмент — от 100 до 4 000 рублей. Средняя стоимость билетов в Большой театр, по словам гендиректора, почти в два раза дешевле, чем во всех музыкальных театрах мира. Цены на спектакли Новой сцены более демократичны, самая высокая — 5 000 рублей. Всего Большой театр в течение сезона дает около 500 представлений.
«Для меня как руководителя Большого театра чрезвычайно важна предельная прозрачность системы продажи билетов», — заметил Урин. Схема тут, на первый взгляд, проста. Каждую субботу кассы Большого театра открывают предварительную продажу в порядке живой очереди. Накануне сайт bolshoi.ru информирует о том, на какие спектакли смогут попасть поклонники оперы и балета. В одни руки — два билета. Среди желающих выделена категория льготников, и им, конечно, отдается предпочтение. Самые дефицитные места (на них цены не кусаются и видно с них хорошо) расходятся моментально. В субботу же, после 17.30 непроданные билеты выкладываются на сайте театра, где любой желающий может приобрести их в неограниченном количестве. На сегодняшний момент 67% билетов реализуется через кассы, 33% — через сайт (www.bolshoi.ru). От услуг дистрибьюторов Большой театр отказался.
Все действительно прозрачно, если бы не одна проблема. Имя ей — перекупщики, которые взвинчивают цены до баснословных. Как было сказано, «особенно на топовые спектакли, что имеют наибольший спрос у зрителей». «Мы всех перекупщиков знаем в лицо, но ничего не можем сделать по отношению к ним с точки зрения закона», — поясняет Урин.
Cегодня перекупщики нанимают людей, готовых отстоять в кассу, обращаются к «льготникам», которые могут не только приобрести большее количество билетов (потому в особом почете — многодетные семьи), но и вне очереди. Некоторые честно признаются, что это — средство дохода.
Если вы думаете, что в роли перекупщиков выступает пара десятков любителей непыльной наживы, ошибаетесь. Тут задействована целая сеть, поддерживающая на плаву спекулятивный бизнес. Билеты, например, предлагают сайты, никакого отношения к Большому театру не имеющие. В названии некоторых фигурирует бренд «Большой театр». Стоит ли судиться с теми, кто продает билеты по ценам, намного превышающим их реальную стоимость? «Постараемся судиться с теми сайтами, у которых есть в названии слова «Большой театр». Для этого у нас есть юридические основания. Другой вопрос, что им ничего не стоит уйти от ответственности — закрывая один сайт, они тут же открывают новый», — отмечает Урин.
С точки зрения закона со спекулянтами ничего нельзя сделать. Пока есть свобода рынка и люди, которые готовы купить трехтысячный билет за 20 000, ниша перепродаж останется заполненной.
По словам Урина, в ГАБТе планируют опробовать систему ограничения на покупку льготных билетов — многодетные семьи смогут бывать в Большом театре два раза в год и при посещении предъявить документ, подтверждающий право на льготу. Можно, однако, представить реакцию зрителей — поход в театр через зону паспортного контроля...
Обсуждается еще одна технология, способная обуздать перекупщиков. Суть вот в чем. Сейчас, например, трое спекулянтов заблаговременно занимают очередь. К открытию кассы к ним подходят другие, и первые подтверждают, что они занимали очередь. Таким образом, любитель балета, пришедший за пару часов до открытия кассы, отодвигается в живой очереди на несколько десятков человек. Владимир Урин говорит, что навести порядок можно с помощью браслетов с порядковыми номерами, которые будут выдаваться сотрудниками службы охраны при входе в кассы. И снова — нечто похожее на зону контроля в аэропорту. Метод опробовали, и некоторые восприняли его как насилие над личной свободой. Вот и гудят социальные сети: «Почему нас обраслечивают? Мы — рабы? Преступники?»
Один из выходов — поднять цены на билеты (сейчас по отношению к спросу она занижена) резко и радикально. Подобное предпринималось десять лет назад, и, надо сказать, спекулянты улетучились на целых полгода. Но у этой медали есть другая сторона, грозящая гибелью театра как художественного института. И Станиславского не надо читать, чтобы понять: театр не существует без публики, а зритель — не свидетель, а равноправный с артистом участник спектакля. Ведь каждый, кто выходит на сцену, прекрасно знает, что такое «мертвый», или пустой, зал.