Донской театр: время перемен

Екатерина СЕРЕБРЯКОВА , Ростов-на-Дону

15.10.2014

На несколько осенних дней Ростов-на-Дону стал театральной столицей юга России. Здесь прошел Южный театральный форум Союза театральных деятелей РФ «Театр. Время перемен» при поддержке федерального Министерства культуры и правительства Ростовской области.

В работе форума приняли участие представители 70 театров из 15 регионов трех федеральных округов — Южного, Северо-Кавказского и впервые — Крымского. Всего более 500 человек. 

Каждый день с утра до вечера на форуме обсуждали проблемы и делились опытом заведующие литературной частью и PR-менеджеры, передавали опыт художники по костюму, мастера по изготовлению кукол и гримеры-постижеры, проводили мастер-классы лучшие педагоги по актерскому мастерству, драматурги и специалисты по массовым формам театрального искусства. В итоге за три дня было проведено около 20 лабораторий и мастер-классов, прошли презентации творческих проектов Союза. 

— Целью форума, — сказал, открывая пленарное заседание, художественный руководитель Ростовского музыкального театра, заслуженный деятель искусств и председатель Ростовского регионального отделения СТД России Вячеслав Кущев, — является обсуждение долгосрочной концепции развития театрального дела в Российской Федерации — на период до 2020 года, и составление реальной, сегодняшней картины театрального мира России. Обсуждение проблем и попытка найти пути их решения, а также объединение людей, создание платформы для общения, возможность повысить свое профессиональное мастерство, завязать новые творческие контакты.

Среди гостей форума — народный артист России Александр Калягин, возглавляющий Союз театральных деятелей России. Александр Александрович назвал Ростов крупным театральным центром и обратился со словами благодарности к местным организаторам форума — губернатору, правительству региона. Но артист говорил и о проблемах, которые существуют, в том числе и на территории Ростовской области.

«Все дело в том, что у нас происходит на местах. Есть общая политика, есть Год культуры, а что делается именно на местах? Сокращаются зарплаты, остаются вопросы с кадрами, у молодых работников театра отсутствует жилье», — напомнил Калягин. Например, в Краснодарском академическом театре драмы нет не только главных режиссера и художника, но и даже очередных, приглашенных, специалистов. Зарплата актеров не увеличена, а, вопреки обещаниям властей, уменьшена. Так Волгоградскому молодежному театру урезан годовой бюджет с 16 миллионов рублей до 11, при сохранении плана выпуска премьерных спектаклей. В столице Карачаево-Черкессии четыре театра делят одну сцену. В Ингушетии театры до сих пор работают в приспособленных помещениях, не имея своих зданий. В этих условиях трудно ожидать спектаклей — претендентов на «Золотую маску» от театров Северо-Кавказских республик. 

— Я хочу затронуть проблему национальных театров, — особо отметил Калягин. — Необходимо сохранить традицию национальных студий при столичных театральных вузах, но, может быть, имеет смысл, такие студии открывать непосредственно при театрах с привлечением специалистов, которые бы приезжали в республику и вели занятия. Ведь важно, чтобы к театральному искусству люди приобщались не только в столичных городах. В городе, где есть театр, люди по-другому живут, говорят, ощущают себя.

На взгляд Калягина, очень важно, чтобы театры были приобщены к мировой и русской литературе. Для этого необходимо возродить школу перевода, увеличить количество семинаров национальных драматургов. Региональные отделения и местные министерства культуры должны активнее входить в информационное поле страны. Власть должна осознать, что национальные театры — это достояние страны. Если уничтожить национальный театр, то вслед за ним может погибнуть и язык, который зачастую сохраняется лишь на подмостках и в народном фольклоре. Напомним, что председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко во время визита в Карачаево-Черкессию назвала поддержку национальных театров одним из основных направлений национальной политики.

При этом председатель СТД РФ подчеркнул: он рад, что Всероссийский форум «Театр — время перемен» проходит именно в Ростове-на-Дону. 

— В последнее время во всех новостях Ростов-на-Дону фигурирует исключительно как город, стоящий на границе с Украиной, город, куда направляются потоки беженцев. А в дни форума этот город превратился в огромную театральную площадку.

В Ростовской области театральная ситуация оценена в целом как благоприятная. Тем более что здесь тщательно берегут традиции донского театрального искусства. Три из восьми профессиональных театров области основаны еще в XIX веке. Это Ростовский академический театр драмы имени М. Горького, который в минувшем году отметил 150-летие, Таганрогский драмтеатр имени А.П. Чехова, открывающий 187-й театральный сезон, Новочеркасский театр драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской — ему в следующем году исполняется 190 лет. К вековому юбилею приближаются Ростовский государственный музыкальный театр и Ростовский театр кукол. Губернатор Ростовской области Василий Голубев на встрече с Александром Калягиным подчеркнул, что для правительства региона поддержка театрального искусства — одно из ключевых направлений политики в сфере культуры.

— Мы выделяем средства на содержание, реставрацию и капитальный ремонт зданий театров, их техническое переоснащение, — рассказал губернатор. — Уже несколько лет финансируется гастрольная деятельность государственных областных театров по территории области. Ежегодно спектакли областных театров имеют возможность посмотреть более 15 000 зрителей в донской глубинке. Мы поддерживаем ветеранов сцены и творческую молодежь. Нашим творческим коллективам финансово помогаем участвовать во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. 

— Спасибо этому городу, спасибо этой области. Большое спасибо губернатору Василию Юрьевичу Голубеву за то, что он делает на этой земле для театра, — отметил председатель Союза театральных деятелей РФ. — Не каждый руководитель региона уделяет столько времени и внимания театральной отрасли.

СТД России совместно с Министерством культуры РФ сегодня активно поддерживают театральное дело в провинции. Создан гастрольный центр, и уже состоялись 22 тура ведущих театров России в 30 регионов страны. В дальнейшем будет расширена программа стипендий для молодых кадров всех специальностей, уезжающих работать из столиц в театры других российских городов. Планируется также выделять гранты для независимых театральных трупп, что должно дать импульс к развитию культурной жизни России в целом.