Гвардейцы на шпажках

Анна ЧУЖКОВА

16.05.2013

Герои не в моде, авантюры забыты, приключения пылятся на книжных полках. Тех, кто соскучился по настоящим подвигам, РАМТ приглашает на премьеру «Мушкетеров».

К запаху опасности примешивается аромат анжуйского и шамбертена. Слово «честь» со сцены звучит так же часто, как звон клинков. Автор романтической премьеры Андрей Рыклин больше известен как каскадер и преподаватель сценического боя. В рамтовской премьере чувствуется рука, привычная к холодной тяжести шпаги. Историю, полную интриг и разоблачений, режиссер уложил всего в два часа сценического времени. Ритм действия напоминает поединок. Короткие сцены, быстрое развитие сюжета — не скучать и не отдыхать. Даже декорации динамичны. То и дело кренится гигантская люстра в виде колеса, деревянные «заборы» ходят вверх и вниз, создавая новое пространство для каждого эпизода.

Едва мы успеваем познакомиться с задирой д’Артаньяном (Дмитрий Бурукин), как гасконец принимает боевую стойку: он уже назначил три дуэли будущим товарищам. Коварный кардинал (Александр Девятьяров) делает финт: атака броском на королеву (Ирина Таранник), укол в сторону Бекингема (Денис Баландин). Мушкетеры отвечают контрударом и совершают героическое путешествие через Ла-Манш за алмазными подвесками. В мужскую схватку вмешиваются дамы. Ангаже! — и место благодетельной Констанции (Анна Дворжецкая) в сердце д’Артаньяна занимает обманщица миледи (Мария Турова). Массовый бой на вращающемся круге сменяется фехтованием на столах — тысяча чертей! А вот Атос (Дмитрий Кривощапов) с двумя орудиями преподает рапирную науку сразу четырем гвардейцам кардинала: уноси готовенького!

Выяснять отношения здесь предпочитают на языке фехтования и танца. В интермедиях весь парижский бомонд развлекает зрителя хореографией а-ля Майкл Джексон с многофигурными композициями. Наконец, финальным разоблачением четверка храбрецов выбивает шпагу у главного злодея. Ришелье обезоружен, миледи казнена, д’Артаньян становится мушкетером. Добро побеждает — скоро, уверенно и бесхитростно. На лирические отступления в этой битве времени не остается, впрочем, как и на прорисовку характеров. Любовные признания звучат бравурно и между делом. Различить мушкетеров можно разве по растительности на лице или цвету блузы — никак не по темпераменту. Спектакль вышел явно не актерский. И это, конечно, во многом лишает романтическую историю обаяния. Андрей Рыклин сюжет «рубит» бодро, как католики — гугенотов.

«Я знаю, что вы получили охранную грамоту, по которой вам разрешается убить д’Артаньяна!» — на реплику Атоса с задних рядов незамедлительно раздается детское изумленное: «Офигеть!». Рамтовские «Мушкетеры» — мальчишеская вещь, с заговорами, драками и возвышенными словами. Самыми благодарными зрителями весенней премьеры были бы дети. Но вот беда, спектакль имеет возрастное ограничение «16+». Виной тому опять коварная миледи — уж очень страстным вышел любовный танец с д’Артаньяном.