Роберт Карсен: «Любовь и смерть — два столпа оперы»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

01.04.2014

го планах — и новая работа в России. Накануне спектакля Карсен дал эксклюзивное интервью парижскому корреспонденту «Культуры».

культура: Вы начали карьеру оперного режиссера, поставив в 1976 году в Сполето «Пиковую даму». Почему сегодня Вы к ней вернулись?
Карсен: Считаю эту оперу одной из вершин классической музыки. Давно мечтал обратиться к ней еще раз и сам предложил ее театру Цюриха. В своей постановке я старался быть ближе к пушкинскому тексту. Мысль о том, что деньги разрушают любовь, сегодня как нельзя более актуальна. А также стремление Германа разбогатеть в одночасье, без всяких усилий.

культура: В спектакле заняты несколько русских певцов — Татьяна Моногарова, Алексей Марков, партию Германа исполняет украинский тенор Михаил Дидык. Вам удалось найти общий язык?
Карсен: Мне с ними очень повезло. Они, как никто, понимают Чайковского и помогают мне постичь суть его шедевра. Ведь если Пушкин держит дистанцию по отношению к героям, порой отпуская в их адрес довольно ироничные замечания, то Чайковский говорит о собственных переживаниях. В «Пиковой даме» композитор отождествляет себя с Германом.

культура: «Что наша жизнь — игра!.. Сегодня ты, а завтра я», — поет Герман.
Карсен: В жизни каждому из нас приходится выбирать, делать ставки. Порой сиюминутное решение может обернуться либо джек-потом, либо полным крахом.

культура: С Пушкиным и Чайковским связан и Ваш дебют на сцене «Метрополитен-опера», где в 1997 году Вы поставили «Евгения Онегина». Кто Вам ближе — поэт или композитор?
Карсен: Даже не знаю. В «Онегине» Пушкин склонен критиковать общество, у Чайковского же получилась романтическая трактовка романа. В том спектакле были заняты замечательные певцы — Владимир Чернов, Галина Горчакова, Ирина Архипова. Потом пришли Дмитрий Хворостовский и Рене Флеминг.

культура: Ваша работа в России только начинается. Два года назад на сцене Мариинки Вы поставили «Мою прекрасную леди». Кто был инициатором данного проекта?
Карсен: Меня пригласил Валерий Гергиев — великий дирижер и замечательный коммуникатор. Он хотел, чтобы в репертуаре театра появилась музыкальная комедия. Для меня это было настоящим вызовом. Сегодня в планах — поставить «Риголетто» в Большом театре. Премьера назначена на декабрь 2014 года.

культура: В чем Ваше творческое кредо?
Карсен: Я рассказчик, который излагает истории, написанные другими.

Опера — исключительно богатый жанр. Это своего рода алхимия, соединяющая конкретные слова и абстрактную музыку. Она обращается одновременно и к разуму, и к чувствам. К примеру, «Волшебная флейта» Моцарта кажется чем-то простым и легким, но на самом деле в ней говорится о вечных темах — жизни и смерти. В одном из своих писем композитор даже утверждал, что к смерти надо относиться как к лучшему другу.

культура: Как бы то ни было, для Вас опера, — это не книга, которая пылится на полке.
Карсен: Лучшие произведения не теряют актуальности. И театр — не музей, а живой организм. Оперы всех эпох — будь они написаны в XVII, XVIII или XIX столетиях — остаются для меня современными. Но это не значит, что их нужно непременно переносить в наше время. Новые постановки не должны деформировать произведение. К музыке надо относиться бережно.

культура: В Ваших спектаклях всегда много эротики.
Карсен: Разве может быть иначе? Эрос и Танатос — любовь и смерть — два столпа, на которых зиждется опера. Например, в «Риголетто» герцог видел в женщинах лишь источник сексуальных наслаждений. В моих спектаклях на сцене может стоять кровать, а дамы иногда раздеваются… В XIX веке в женщине видели либо девственницу, либо путану. И влюбленная героиня — как в «Травиате» — часто умирала в конце спектакля. Это было наказанием за ее сексуальность. Сегодня подход изменился, но, по-прежнему, то, что дозволено мужчине, не дозволено женщине.

культура: Что служит для Вас источником вдохновения?
Карсен: Только музыка определяет, какой будет постановка. Я полагаюсь на интуицию и внутренний голос. Прежде чем взяться за новую вещь, я погружаюсь в эпоху. Пытаюсь понять, что хотел выразить автор, что в его работе можно считать современным. Великие композиторы всегда стремились к новизне.

культура: Еще древние греки полагали, что музыка способствует нравственному улучшению человека.
Карсен: Действительно, в опере есть сакральное начало. Театр должен ставить перед собой высокие цели. Музыка объединяет нас даже сегодня, в век интернета и гаджетов, когда мы становимся все более разобщенными.

культура: Но опера по-прежнему остается элитарным жанром.
Карсен: Сама по себе она не элитарна. Всему виной цены на билеты. К сожалению, сегодня они по карману только обеспеченным людям.

культура: На оперных сценах всего мира идут одни и те же спектакли. Почему практически нет современных опер?
Карсен: Никто не хочет рисковать. Постановки стоят очень дорого, а гарантий, что публика пойдет на что-то неизвестное, у дирекций нет. Поэтому обычно выбирают проторенную дорогу — после «Риголетто» дают «Кармен», а затем «Травиату» и «Богему».

культура: На сцене Вы диктуете свои условия игры?
Карсен: Совсем нет. Я требую только, чтобы все делалось ради публики. Она играет главную роль в моих постановках. Потому что мы работаем не для себя, а для тех, кто приходит в театр. Мы должны оправдывать их ожидания.

культура: Вы не сожалеете о том, что оперные постановки так эфемерны?
Карсен: Вообще я никогда ни о чем не жалею. Особенность оперы в том, что каждое представление уникально. Они никогда не повторяются. Все постоянно меняется — начиная от дирижера и заканчивая исполнителями.

культура: Вы оформили выставки «Импрессионизм и мода», «Цыгане». Что заставило успешного оперного режиссера сменить сферу деятельности?
Карсен: Мне важно открывать новое и неожиданное. Впервые меня пригласили выступить сценографом экспозиции, посвященной Марии-Антуанетте в 2008 году. Но вообще-то я всегда увлекался живописью, скульптурой и архитектурой.

культура: Чем больше всего гордитесь в Вашей творческой жизни?
Карсен: Ничем. Гордость — плохое чувство. Как только вы довольны, так сразу останавливаетесь. Чувство удовлетворения означает начало конца.


Справка «Культуры»

Роберт Карсен родился в Канаде в 1954 году. Собирался стать актером. Учился в английской школе «Олд Вик». Но мировую известность ему принес оперный театр. Среди его постановок — произведения Генделя, Моцарта, Верди, Пуччини, Чайковского, Вагнера, Штрауса, Бриттена. Карсен сотрудничает с ведущими театрами мира, только на сцене парижской «Гранд-опера» идет более десяти его спектаклей, а в драматическом театре наиболее известны «Мамаша Кураж и ее дети» Брехта, «Веер леди Уиндермир» Уайльда, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Стоппарда. Карсен неоднократно выступал сценографом. В 2007 году режиссер поставил церемонию открытия 60-го Каннского кинофестиваля. Удостоен музыкальных премий во Франции, Италии, Испании, Японии…