Ублажай и властвуй

20.11.2019

Виктория ПЕШКОВА


«Махагония»
Илья Кормильцев

«Мастерская Петра Фоменко»

Режиссер: Федор Малышев

Художник: Александра Дашевская

Художник по костюмам:
Валерия Курочкина

В ролях: Петр Алексеенко, Кирилл Корнейчук, Александра Кесельман, Владислав Ташбулатов, Анатолий Анциферов, Игорь Кузнецов и др.

На Малой сцене «Мастерской Петра Фоменко» поет, пляшет и буйствует «Махагония» — город удовольствий и наслаждений, перекочевавший из оперного либретто Бертольда Брехта в притчу, сочиненную по его мотивам Ильей Кормильцевым, и показанный режиссером Федором Малышевым в режиме реального времени.

Для Махагони — придуманного в свое время Брехтом «оазиса» порока, анархии и вседозволенности — за бурным расцветом последовал неминуемый (в 30-е годы прошлого века в этом можно было почти не сомневаться) закат. Город М. — версия 2.0, нафантазированная Ильей Кормильцевым где-то на рубеже столетий, — тоже падения не избежал. Махагония, силуэт которой до оскомины напоминает пресловутый Москва-Сити (сценография Александры Дашевской словно отражает мираж, сияющий за стеной зрительного зала), расположилась на сцене «Мастерской Петра Фоменко» с таким комфортом и основательностью, что сомнений не возникает — закатываться и падать она не намерена. Во всяком случае, до тех пор, пока миром управляет принцип «деньги могут все».

Фото: Софья Сандурская/mskagency.ru Исследование темных глубин человеческой души можно считать главной темой режиссерских штудий Федора Малышева. До сих пор Малышев брал в союзники великих — Достоевского («Смешной человек»), Гоголя («...Души»), Булгакова («Мастер и Маргарита»). На этот раз классик послужил лишь трамплином: от Брехта в «Махагонии» осталась по большому счету только идея «места, где все дозволено». А от Кормильцева, транспонировавшего эту идею во времена не столь от нас отдаленные, — канва сюжета и оболочки главных персонажей, которые Малышев наполнил смесью куда более взрывоопасной.  

Ударившиеся в бега уголовники — Акула Бегби (Петр Алексеенко) и Тоби Хиггинс (Кирилл Корнейчук) — строят среди мертвой пустыни город, девиз которого: «Любой каприз за ваши деньги!» За исполнение желаний люди готовы платить. И даже переплачивать. Но этой прожженной парочке нужны не деньги как таковые, а власть, которую банкноты-купюры-монеты дают над телами и душами. И силу свою они демонстрируют самым наглядным образом: исполнение капризов транслируется в «прямом эфире», и экипировка модных телеведущих лукавым пройдохам более чем к лицу.

Вот в этот филиал ада, замаскированный под райские кущи, и попадают трое работяг-лесорубов с Аляски — Джим Макинтайр (Владислав Ташбулатов), Джо Полярный Волк (Анатолий Анциферов) и Джек Золотой Топор (Игорь Кузнецов). Их рюкзаки набиты золотыми слитками, заработанными каторжным трудом. В Махагони есть на что их потратить. Например, на покупку «вечной верности» барышни с пониженной социальной ответственностью, вроде Дженни Оклахомы (Александра Кесельман). Или на то, чтобы оплатить право случайно застрелить в пьяной потасовке лучшего друга. Вопрос только в цене. И если не хватит денег — ты преступник, заслуживающий смертной казни. У Брехта, между прочим, речь шла всего лишь о невозможности заплатить за три бутылки виски. О времена, о нравы! Горящий неоном крест, на котором вот-вот распнут осужденного, очень эффектно смотрится в кадре — шоу продолжается даже тогда, когда гнездо разврата и порока сметает с лица земли разбушевавшаяся стихия — ураган.  

Фото: Софья Сандурская/mskagency.ruПохоже, сотворить спектакль-катастрофу сегодня не в пример легче, чем фильм того же жанра. Умело расставляем видеокамеры, работающие в режиме реалити-шоу; развешиваем призывно мерцающие экраны, не дающие никому увернуться от мельчайших деталей вакханалии (видеокудесники — Кирилл Корнейчук и Екатерина Бурлакова); в нужный момент обрушиваем на сцену внушительное количество заранее припасенного пластикового мусора и разливаем несколько литров бутафорской крови. И, конечно же, до люкса и люмена выверяем световую партитуру (художник по свету — Степан Синицын).

Но чем умопомрачительнее зрелище, свидетелем которого становишься, тем сильнее недоумение — зачем ради этого идти в театр? Да, «репортаж с петлей на шее» реален до дрожи. Страшен до оторопи. Но все то же самое можно, не вставая с любимого дивана, обнаружить на любом канале — от «Телеграма» до телеящика. От театра ждешь разговора на другом, его собственном языке, не доступном цифровым технологиям. И когда сценическое искусство отказывается от него, личный контакт зала и сцены лишается уникальности. При этом воздействие на зрителя ничуть не усиливается.

Ключевое отличие «Махагонии» от предыдущих работ режиссера заключается, видимо, в побудительном мотиве. Прежде Малышев стремился разобраться в том, как устроены заблуждения и грехи человеческие, в надежде найти более-менее работающий способ их блокировки. А нынче он демонстрирует результат поисков. И, судя по всему, никаких иллюзий уже не испытывает. «Махагония» — не подлежащий обжалованию вердикт, вынесенный нашему миру. 

Фото: Софья Сандурская/mskagency.ruНо если все так безысходно, какой смысл ставить даже самый разоткровенный, самый расправдивый спектакль? Ради констатации факта? С этим прекрасно справляются соцсети и ТВ. Для того чтобы пробудить к сопротивлению тех, кто не хочет лететь в бездну? Возможно, но не очень-то верится, что получится. И вот почему. Спектакль молод, все занятые в нем актеры не старше 25 лет, и адресован прежде всего молодым. кПротест против обесценивающей душу действительности в них разжечь легче всего. Но этим разбуженным и прозревшим необходим тот, за кем они смогут пойти. Новый Тиль. Или Данко. Однако мы никогда не узнаем, застучал ли в сердце Макинтайра чей-нибудь пепел. Быть предводителем он не собирается: счастливо избегнув и казни, и гибели от стихии, и искушения стать всевластным преемником отцов-основателей Махагонии, Джим просто уходит в никуда. На большее не хватает сил. Даже любимую женщину он не в состоянии убедить пойти с ним, куда уж справиться с новой Махагонией, которая возникает на месте прежней. Но если и этого Ланселота одолел Дракон, то для чего тогда копья ломать?


Фото на анонсе: Софья Сандурская/mskagency.ru


 

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть