По секрету всем французам

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ

30.10.2019

В ноябре на площадке знаменитого французского театра «Аталант» впервые откроется выездная европейская школа ГИТИСа для актеров и режиссеров. Наверное, самым удивительным для меня в этот нынешний приезд в Париж, когда мы объявили о запуске школы, стала теплая встреча, устроенная нам местными театроведами и театралами. 

Она мне напомнила фотографии времен Великой Отечественной войны, на которых запечатлены жители оккупированных немцами городов, радостно встречающие Красную армию-освободительницу — ​с цветами, песнями, улыбками. Примерно то же самое было и сейчас. Люди говорили, что испытывают огромную радость оттого, что в Париж преподавать систему Станиславского, наконец, приезжают педагоги из России, конкретно — ​из ГИТИСа. Я их прекрасно понимаю по той простой причине, что во Франции рынок образовательных услуг во многом монополизирован американцами, преподающими ту же систему Станиславского и русский психологический театр, но доносящими нашу школу через третьи, а то и четвертые руки.

Кроме того, с нашим вузом во Франции связаны определенные приятные воспоминания: когда-то ректор Сергей Исаев, бывший франкофоном, сделал многое для пропаганды современной французской драматургии. При нем издательство ГИТИСа перевело на русский и выпустило в свет сочинения великих, но почти неизвестных тогда в нашей стране драматургов и мыслителей Франции. Так появились первые публикации на русском пьес Поля Клоделя, Жана Жене, Маргерит Дюрас и других авторов. Каждая такая книга становилась важнейшим событием для театральной публики и читателей. Тогда же Исаев запустил первые стажировки преподавателей ГИТИСа во Франции, о которых с теплотой многие вспоминают и сегодня. И вот спустя почти двадцать лет мы возвращаемся в Париж, может быть, с немного более скромным проектом, но очень важным для нас и, как выясняется, для французов.

Для нас важно, что в этом проекте мы работаем с профессионалами. К участию допускались те, кто уже имеет высшее актерское образование, и сегодняшние студенты французских театральных школ. Наверное, кому-то покажется слишком скромным наш первый шаг, ведь учиться в школе ГИТИСа будет всего 14 человек. Но в этом и заключается уникальность российского театрального образования. В ГИТИСе соотношение преподавателей к студентам еще «хуже»: 1 к 3,5. С этим, кстати, не всегда готовы мириться и считаться представители Министерства науки и высшего образования России, которым кажется, что, имея лишь нескольких студентов в аудитории, следовало бы подключить онлайн еще человек двести из других городов. Однако мое глубокое убеждение в том, что онлайн учиться нельзя не только актерскому мастерству, но и, например, математике, физике. Именно в этом заключается секрет любой научной школы. Молодые математики стараются собираться вокруг великих и сегодня, как это было в доинтернетовскую эпоху, когда школа формировалась вокруг Ландау, Капицы-старшего или, позже, вокруг Жореса Алферова. Точно так же и сейчас, когда возможности онлайн-общения практически безграничны, и все-таки химики собираются рядом с нобелевскими лауреатами, понимая, что только в непосредственном контакте с большими личностями очень часто рождаются великие мысли и открытия. Театрального образования, как и, пожалуй, любого в сфере искусства, это касается в первую очередь. Поэтому 14 человек — ​не минимум, а максимум. Именно в таком узком кругу мы можем гарантировать то высокое качество, которого добиваются наши преподаватели в Москве.

Вероятно даже, что эта первая школа во Франции — ​слишком широкий и щедрый жест со стороны ГИТИСа, раз мы отправляем туда лучших преподавателей. По ряду причин в Париж не смогут поехать Олег Львович Кудряшов и Сергей Васильевич Женовач, но зато будут декан режиссерского факультета Владимир Байчер и один из самых известных в России режиссеров Юрий Бутусов. Он, к слову, в 2020-м впервые наберет свою мастерскую на режиссерском факультете ГИТИСа.

Занятия для французских актеров продлятся две недели. Чему можно научить за столь недолгий период? Наверное, немногому. Особенно это касается профессии режиссера. Педагоги нашего факультета всячески защищаются от любых краткосрочных образовательных проектов, настаивая на уникальности и правомочности именно пятилетнего срока обучения режиссерской профессии и четырехлетнего — ​для актеров. Но и две недели — ​уже не просто мастер-класс. С учетом ежедневных шестичасовых занятий мы обещаем достаточно глубокое погружение в наши методики. Возможность почувствовать вкус русской театральной школы, где прослеживается цепочка от Станиславского к его ученице, сооснователю режиссерского факультета Марии Кнебель, а также от Немировича-Данченко — ​преподавателя Музыкально-драматического училища, из которого впоследствии вырос ГИТИС, название которого, вот эту самую аббревиатуру, придумал в 1922 году наш выпускник, а потом преподаватель Всеволод Мейерхольд. Эта цепочка прослеживается легко, она и сегодня коротка. А для ГИТИСа, его преподавателей, эта преемственность — ​вещь чрезвычайно важная.

Не менее важным мне видится, если говорить о глобальных задачах подобных образовательных проектов, симбиоз лучших мировых театральных школ. На будущий год у нас запланирована летняя выездная школа в Лондоне, а сейчас в ГИТИСе проходят стажировку магистранты пекинской Центральной академии драмы. Это взаимообогащение, влияние одной школы на другую, привнесение в систему образования различных культур может дать поразительные плоды. Ходить за примерами далеко не надо: ученик Станиславского, Вахтангова и Сулержицкого — ​Михаил Чехов впоследствии оказал большое влияние на развитие театральных школ в Латвии, Германии и Америке. И потом, думаю, для ГИТИСа, для русской школы в целом, да и вообще для нашей страны почетно продавать миру не только углеводороды, но и интеллектуальный продукт. Несколько переворачивая заложенный Пушкиным смысл, можно сказать, что нашему государству и сегодня «не нужно золота… когда простой продукт имеет».


Фото на анонсе: culture.ru