«Счастливые дни» для «Опасных связей»

Виктория ПЕШКОВА

11.10.2019

Октябрь уж наступил. Заядлые театралы успели отметиться на первых премьерах нового сезона. В одних театрах он практически в разгаре, другие только начинают разбег, но с планами определились все, в чем убедилась «Культура».


В «Мастерской Петра Фоменко» жизнь закипела задолго до официального открытия сезона. Первую премьеру сыграли в начале октября: режиссер и актер Федор Малышев выпустил антиутопию «Махагония» по пьесе Ильи Кормильцева — ​поэта, прозаика, переводчика, автора многих текстов группы «Наутилус Помпилиус». Продолжаются репетиции «Счастливых дней» Сэмюэля Беккета, где главные роли исполнят Ксения Кутепова и Иван Верховых. Кроме того, режиссер Алексей Кузмин-Тарасов вместе с актером Мастерской Игорем Войнаровским работают над монооперой Павла Карманова «Путь к сердцу», либретто для которой сочинил Дмитрий Данилов.

Если прошлый театральный год Мастерской прошел под эгидой классики («Король Лир», «Мастер и Маргарита», «Чайка»), то нынешний вполне можно назвать сезоном неожиданных экспериментов. Иван Поповски планирует начать работу над спектаклем «Молли Суини» по пьесе классика ирландской литературы Брайана Фрила, а худрук театра Евгений Каменькович намерен обратиться к «Седьмому подвигу Геракла» Михаила Рощина. И наконец, Дмитрий Крымов уже для следующего сезона сочиняет спектакль с рабочим названием «Дон Жуан. Игра в оперу».

Как обычно, у «фоменок» закипает и околотеатральная жизнь — ​киноклуб, лекторий, поэтические и творческие вечера, выставки и концерты. За событиями можно следить в рубрике «Неспектакли» на сайте театра.

«Модерн» открылся премьерой с многозначным названием «Nirvana». Худрук театра Юрий Грымов не впервые обращается к пьесе Михаила Трофименко, но это не обновление, а новое осмысление темы наркотической зависимости — ​за пятнадцать лет, прошедших со времени выхода первого спектакля, многое изменилось. А в середине декабря зрителей, вероятно, ожидает нечто грандиозное. Речь идет, ни больше ни меньше, как о сценической версии эпопеи Льва Толстого. У Грымова в названии постановки заложено своего рода «уточнение» — ​«Война и мир. Русский Пьер». Над инсценировкой романа работали Елена Исаева и Александр Шишов. В спектакле, над которым постановочная группа трудилась более трех лет, будет задействована вся труппа, приглашенные артисты и Государственный академический русский хор им. Свешникова.

До первой премьеры Московского Губернского театра остались считанные дни. Худрук театра Сергей Безруков вместе с режиссером Аллой Решетниковой возобновил легендарный спектакль своего учителя Олега Павловича Табакова по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», который более 15 лет шел в «Табакерке» с неизменным успехом и где Сергей Витальевич сыграл, по его словам, одну из любимейших ролей — ​Глумова. В новой постановке будет занято молодое поколение «губернцев», а обворожительную Клеопатру Львовну Мамаеву сыграет Анна Снаткина.

К Новому году юные зрители МГТ получат в подарок «Щелкунчика», над которым работает Алла Решетникова. В конце февраля в фойе Большого зала откроется «Поэтическое кабаре». Режиссером проекта выступит Ольга Матвеева, а первым событием станет вечер женской поэзии начала ХХ века (рабочее название («Женщина-танго»). На начало марта на Малой сцене запланирован спектакль по пьесе Карела Чапек «Мать» в постановке Анны Горушкиной. На главную роль приглашена Ольга Яковлева. Премьеру планируется сыграть в день рождения выдающейся актрисы, 4 марта. А к 1 апреля в этом же пространстве Николай Коляда намерен выпустить комедию Мольера «Лекарь поневоле».

Весной «губернцы» начнут репетировать лермонтовский «Маскарад» с Роландасом Аткочюнасом. Арбенина будет играть Сергей Безруков, который шел к роли много лет и сам предложил известному литовскому режиссеру эту постановку. Но публике придется запастись терпением — ​премьера состоится в следующем сезоне.

Московский театр юного зрителя вошел в свой 99-й сезон премьерой «Кошка на раскаленной крыше» — ​легендарной пьесы Теннесси Уильямса в постановке Камы Гинкаса. Следующим спектаклем режиссера станет русская классика. По традиции до начала работы Кама Миронович название не объявляет, однако, по его словам, это произведение на драматической сцене еще никто ни разу не ставил.

В начале сезона премьеры в МТЮЗе будут следовать буквально одна за другой: в октябре Александра Толстошева выпустит «Робин Гуда» по пьесе Леонида Филатова, в ноябре Марфа Горвиц — ​«Горку» Алексея Житковского, а в январе Олег Липовецкий представит «Этих свободных бабочек» Леонарда Герша. Ближе к концу сезона питерский режиссер Роман Каганович намерен показать «Зверский детектив» по книге Анны Старобинец.

Подготовка к столетию МТЮЗа начнется зимой. В свое время театр открылся постановкой «Маугли» и, вероятно, отметит вековой юбилей ею же. Работать над новым спектаклем, скорее всего, будет команда молодых режиссеров.

«Современник» по традиции открылся 1 октября, в день рождения своего отца-основателя — ​Олега Николаевича Ефремова. На эту же дату пришлось еще одно знаковое для труппы событие — ​легендарному спектаклю Галины Борисовны Волчек «Три товарища» исполнилось 20 лет. Им театр и начал свой 64-й сезон.

В ближайших планах — ​три постановки. Евгений Арье приступает к репетициям пьесы «Папа», автора которой — ​драматурга Флориана Зеллера — ​европейская пресса называет «одним из наиболее значительных литературных талантов» сегодняшней Франции. Главные роли исполнят Сергей Гармаш и приглашенная для работы в этом спектакле Виктория Толстоганова. Премьера запланирована на вторую половину января 2020 года.

В феврале на Другой сцене студент выпускного курса режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Е. Б. Каменьковича) Андрей Маник выпустит спектакль «Крум» по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина. Это не первая работа начинающего режиссера с «современниковцами»: в прошлом сезоне его эскиз «Свидетельские показания» по Дмитрию Данилову превратился в полноценный репертуарный спектакль. В марте Айдар Заббаров, не так давно дебютировавший в этом театре «Соловьевым и Ларионовым» Евгения Водолазкина, представит «Иностранку» по прозе Сергея Довлатова. С планами второй половины сезона «Современник» определится ближе к концу года.

В театре «Сфера» к репетициям пьесы Виктора Розова «Затейник» приступил худрук театра Александр Коршунов. Вторую премьеру должен выпустить режиссер Сергей Виноградов, но пока он планы держит в секрете.

В Центральный театр кукол им. Сергея Образцова с удовольствием ходят и дети, и взрослые. Главный режиссер Борис Константинов выпустит на Малой сцене пушкинскую «Сказку о царе Салтане». На Третьей сцене ожидаются сразу две премьеры: «Робинзон Крузо» в постановке Екатерины Образцовой (это будет клоунада для взрослых на двух артистов) и спектакль «Солнечный луч» по пьесе Александра Попеску, над которым работает Сергей Ягодкин.

В более отдаленных планах театра — ​три спектакля, о них давно мечтает Екатерина Образцова: «Чиполлино» и две постановки на музыку Александра Зацепина — ​«Мэри Поппинс» и «Гоголиада. Невский проспект».

Первым «уроком» нового сезона в «Школе драматического искусства» уже в середине октября станут «Опасные связи» в постановке Игоря Яцко. Сценическая версия одноименного произведения Пьера Шодерло де Лакло соткана из сцен собственно знаменитого романа, пьесы Кристофера Хэмптона и трагифарса Леонида Филатова «Опасный, опасный, очень опасный…». В конце ноября поклонников ШДИ ждет встреча с «Макбетом» — ​едва ли не самую фатальную из шекспировских трагедий репетирует Александр Огарев. А в декабре в рамках проекта «Открытая сцена» Михаил Уманец представит «Обломки» — ​свою интерпретацию романа И. А. Гончарова «Обломов», эскиз которой был впервые показан в прошлом сезоне на фестивале «Три ступени лаборатории».

Для театра «Эрмитаж» этот сезон — ​60-й. Главным его событием станет премьера спектакля «Меня нет дома» по произведениям Даниила Хармса. Худрук труппы Михаил Левитин замыслил его как заключительную часть трилогии, начатой еще в 1982 году постановкой «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» и продолженной в 2000 году «Белой овцой». Относительная скромность планов объясняется тем, что в историческом здании театра, расположенном в одноименном саду, до сих пор ведутся ремонтно-реставрационные работы, и шансов вернуться в родные стены в юбилейном сезоне у труппы, к сожалению, нет.