Школа для Станиславских

Виктория ПЕШКОВА

10.10.2019

Фестиваль «Уроки режиссуры», стартовавший в Москве, посвящен памяти выдающегося сценографа Давида Боровского. В конкурсной программе — постановки, выпущенные в течение двух последних сезонов. Создатели — шестнадцать режиссеров, чей опыт в профессии не превышает десяти лет. Оценивать их будет жюри, в состав которого вошли признанные мэтры.  

Фестиваль «Уроки режиссуры» проводится в рамках Биеннале театрального искусства. Принцип «двухгодичности» дает возможность увидеть состояние современной отечественной режиссуры с разных ракурсов. Первый фестиваль, прошедший в 2017 году, представлял работы молодого поколения, второй — спектакли признанных мастеров. Нынешний во главу угла снова поставил созданное самыми яркими и неординарными представителями племени младого: в фестивальной афише имена Егора Перегудова, Айдара Заббарова, Марфы Горвиц, Саши Толстошевой, чьи постановки не без успеха идут в театрах обеих столиц.

Однако это вовсе не означает, что режиссеры, работающие в регионах, остаются в тени коллег: Семен Серзин поставил «Человека из Подольска» в Волковском театре в Ярославле, Дмитрий Зимин — «Кроткую» в Екатеринбурге, Грета Шушчевичуте — «Чайку» в Россоши, Полина Кардымон — «Фрагменты любовной речи» в новосибирском «Глобусе», Артем Галушин — спектакль «Головлевы. Страшная сказка» в Канске, а Алексей Ермилышев — «Загадочное ночное убийство собаки» в Архангельске. Молодым классика ничуть не менее интересна, чем современные тексты: «Зобеида», поставленная Олегом Долиным в РАМТе, написана Карло Гоцци в 1763 году, но злободневности не утратила и спустя два с половиной столетия.

Оценивать работы младших коллег будут Алексей Бородин, Георгий Исаакян, Григорий Козлов, Дмитрий Крымов, Борис Морозов, Римас Туминас, Адольф Шапиро. Победители, их имена объявят на церемонии закрытия 18 ноября, получат не только заветный приз — статуэтку неунывающего Арлекина, но еще и средства для осуществления следующего замысла.

— Это один из ключевых моментов «Уроков», — считает арт-директор фестиваля Марина Токарева. — Меня часто спрашивают, зачем Москве еще один театральный фестиваль. Их в столице действительно немало. Но дело не в количестве, а в задачах, которые они перед собой ставят. «Уроки режиссуры» — прежде всего мост между поколениями. А режиссура — путь, который выбирает человек: один режиссирует спектакль на сцене, другой — собственное понимание жизни.

Разрыв поколений — серьезная проблема отечественного театра. На нее можно сетовать, а можно терпеливо и методично искать решение, как это делает художественный руководитель Российского академического молодежного театра Алексей Бородин. В РАМТе, который, к сожалению, не может похвастаться большими площадями, молодые да ранние репетируют на каждом свободном миллиметре — в подвале и на бывших чердаках, в фойе, на лестницах и даже во дворе под открытым небом.

— Когда тебе дышат в затылок — это правильно, — уверен Бородин. — Помогает быть в форме и дает уверенность, что сделанное тобою будет кому передать. К сожалению, по целому ряду причин, в нашей театральной режиссуре после плеяды блистательных мастеров — лишь небольшое количество 40–50-летних прекрасных режиссеров. А кто за ними? Вот это мы и пытаемся выяснить на фестивале. Налаживать диалог со вступающими на это поприще необходимо. Конечно, не всегда легко — они совсем другие. Я настроен предельно оптимистично — за последние несколько лет через наш театр прошло человек пятнадцать отлично оснащенных, знающих, чего они хотят, режиссеров. На таких и ориентируется фестиваль.

На третьем году существования смотра, похоже, начали всерьез задумываться над проблемой еще более важной — кто будет руководить театрами в ближайшем будущем. Все чаще эту миссию берут на себя директора. Однако управленец, в силу своей профессии, призван заниматься совершенно иными задачами, часто не имеющими отношения к художественному творчеству. К сожалению, лидеры театров порой не задумываются, кому передать бразды правления. А ведь это вопрос стратегической важности. Алексей Бородин и Валерий Фокин назначили главных режиссеров (речь о Егоре Перегудове и Николае Рощине), сохранив за собой художественное руководство. Пошли по пути «обучения в бою», ведь передача навыков руководства коллективом — процесс еще более сложный, чем ретрансляция азов режиссерского мастерства.

— Я не очень понимаю, как этому учить, — признается Валерий Фокин, президент Гильдии театральных режиссеров России. — Художественный руководитель — совсем другая профессия. Для нее требуются определенные лидерские качества, умение быть гибким и одновременно жестким, способность нести ответственность. Последнее, вероятно, самое существенное. Ты ощущаешь, что за тобой — дело, которое ты на себя взвалил и не можешь оставить на произвол судьбы ни при каких обстоятельствах. Это дело состоит из десятков, порой сотен «деталей», их необходимо учитывать. Поэтому, когда приходится слышать упреки в том, что молодым не доверяют, не дают им руководить театрами, я всегда отвечаю: причина не в нашем недоверии, а в их умении или неумении держать театр в руках.

«Уроки режиссуры» — не только сценическое пространство, но еще и книжное, и музейное. В рамках фестиваля проводится уже ставшая традиционной книжная ярмарка и церемония вручения премии «Театральный роман». А в залах Бахрушинского музея открылась выставка «Первые сюжеты. Лица российской сцены на рубеже тысячелетий».

— «Первыми сюжетами», — рассказывает куратор Ольга Егошина, — в старину именовали ведущих актеров труппы. Мы решили представить своего рода коллективный портрет главных артистов страны, которые удержали русский театр в эпоху катаклизмов и продолжают нести и сохранять его сейчас. Рубежная дата — разделение МХАТа — взята как точка отсчета, навсегда изменившая театральный ландшафт страны. Когда-то Гамлет назвал актеров зеркалами эпохи, способными укрупнять и корректировать лица современников. Вглядываясь в лица Смоктуновского и Ефремова, Лаврова и Ульянова, Фрейндлих и Нееловой, Яковлева и Борисовой, вы видели русских людей такими, какими их задумал Создатель.

Портреты, фрагменты знаковых для отечественного театра постановок — выставочное пространство живет, дышит, вибрирует в такт голосам любимых миллионами зрителей артистов. У попавшего в этот замысловатый лабиринт есть возможность узнать, что они сами, заслуженные, народные, всенародные любимцы, думают о своем призвании и о публике. Вот, к примеру, точка зрения Юрия Соломина: «Много загадочного таит наша профессия. Хотя со стороны кажется — все так легко. Все кому не лень могут обругать актера: «Плохой артист». Мысль о том, что ты плохой зритель, почему-то никому не приходит в голову».


Фото на анонсе: Александра Авдеева