Для кого-то просто летная погода

Анна ЧУЖКОВА

26.01.2013

Театр Наций открыл Малую сцену провокационной «Электрой» по Еврипиду.

Незабвенный античный сюжет интерпретировался бессчетное количество раз. Своя версия была у Вольтера: Орест убивает мать случайно, когда замахивается клинком на Эгисфа. В пьесе Юджина О’Нила Орин искалечен войной, и убийство для него — дело привычное, но, застрелив любовника матери, он терзается муками совести. У Сартра, эти самые муки-мухи — совести, Эринии, становятся чуть не заглавными персонажами. Рой жирных насекомых преследует жителей Аргоса — сплошь преступников. В «Мухах» — так назвал экзистенциалист свой вариант античного мифа — Орест принимает роль спасителя грешников, перекладывая вину на себя. Зато у Жироду Электра становится чуть не лучом света в темном царстве — единственным борцом за справедливость.

Ни одна из новых версий мифа Тимофею Кулябину не подошла. Для своей цели режиссер выбрал текст не только наиболее аутентичный, но и самый прямолинейный. Его желание — ни больше ни меньше — доказать, что Бога нет, или, по крайней мере, заставить зрителя всерьез поразмышлять на эту тему. Вот и действие своего концептуального спектакля он разворачивает ближе к небу. Нет, не в храме — в аэропорту. Металлические кресла, мониторы с расписанием рейсов, багажная лента на авансцене — неуютный походный интерьер воспроизводится детально. В такой обстановке прозвучат стихи Еврипида без какой-либо адаптации под звуки Massive Attack и моцартовской Лакримозы.

После того как Клитемнестра (Лидия Байрашевская) в заговоре с любовником Эгисфом (Сергей Куликов) убивает своего мужа, завоевателя Трои, ее дочь Электру (Юлия Пересильд) насильно выдают замуж за пахаря (Дмитрий Журавлев) — да не родится наследник трона. Орест же, сын (Олег Савцов), едва избежал смерти от рук подлых предателей, его тайно приютил старик. Дети росли врозь, но оба лелеяли мечту о мести. И вот однажды они сведены судьбой и зовом Аполлона, чтобы покарать убийц отца.

В спектакле бедный пахарь работает уборщиком в аэропорту, Электра своими царскими ручками вынуждена стирать его потные майки. В серой робе, грубых ботинках, с бритым наголо черепом — о благородном происхождении напоминают только массивные золотые серьги. Зарплата у мужа маленькая, денег на платье не хватает, квартирка — не развернешься. В левом дальнем углу под жилище четы художник Олег Головко отвел небольшой закуток, отгороженный двумя прозрачными стенками с роль-ставнями. Хата работяги напоминает хозяйственный уголок в казенном заведении. Щеголеватый Орест в узких брючках и жилетке прибывает в предместье Аргоса самолетом, в его чемодане — несколько десятков ножей.

Череда отрепетированных, геометрически выверенных мизансцен разворачивается в медленном тягучем темпе под убаюкивающие рифмы Еврипида. Но вот в уши бьет белый шум, и на экранах появляются Большой взрыв и слова нобелевского лауреата Конрада Лоренца о том, что человек гораздо ближе к обезьяне, нежели к Богу. Глядя на изуродованную гримом Электру и ее неприглядного мужа, охотно верится, что уж чего-чего, а божественной искры в этих существах нет. Малейшие сомнения развеют рефреном повторяющиеся в течение первого акта видеоролики с космическими сюжетами: от черных дыр до модели расширяющейся Вселенной. Перед зрителями предстанет наглядная энциклопедия популярной физики, подкрепленная цитатами ученых умов. То и дело недоумевающие дамочки в зале будут расспрашивать своих спутников: что такое бозон Хиггса и теория струн? А нобелевские лауреаты станут с экранов уверять, что это — кое-что поважнее Бога, а религиозные предрассудки давно пора отбросить.

Античную языческую трагедию, написанную за полтысячелетия до нашей эры, Тимофей Кулябин сталкивает с христианской моралью. Как бы жестко ни звучали признания в неверии прославленных наукой безбожников, ученые то и дело напоминают о сочувствии и сострадании. Так что отчаянные издевательства над окровавленным трупом Эгисфа и натуралистические сцены убийства выглядят совсем уж вопиющими.

«Электра»

Театр Наций, Еврипид

Режиссер Тимофей Кулябин

Сценография: Олег Головко

В ролях: Юлия Пересильд, Олег Савцов, Дмитрий Журавлев, Юрий Нифонтов, Лидия Байрашевская, Михаил Видякин, Сергей Куликов