К слову со вкусом

Дарья ЕФРЕМОВА

28.06.2019

30 июня на Другой сцене «Современника» заканчивается фестиваль «Поиск вкуса» — десятидневный марафон чтения современной отечественной прозы, организованный артистами театра и «Редакцией Елены Шубиной». Отрывки из самых популярных произведений последних лет читают Алена Бабенко, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Татьяна Лялина. А авторы бестселлеров отвечают на вопросы зала.

В субботу, 29 июня, исполнители главных ролей в спектакле «Соловьев и Ларионов» Шамиль Хаматов и Максим Разуваев прочтут фрагменты из одноименного романа Евгения Водолазкина. 30 июня, в воскресенье, Чулпан Хаматова, только что закончившая съемки в сериале «Зулейха открывает глаза» Егора Анашкина, прочтет отрывок из второго романа Гузель Яхиной «Дети мои». Полумифологическая, полудокументальная история поволжских немцев, чей самобытный, овеянный старыми сказками мир был сметен коллективизацией, голодом, депортацией и войной, рассказана от первого лица. Герой, добрейший сельский учитель Якоб Иванович Бах, решает вечную дилемму: можно ли укрыться от потрясений эпохи, в его случае отсидеться на высоком утесе затерянной в поволжских лесах деревни, и сохранить авторитет в глазах собственных детей, которых ему бы очень хотелось оградить от драматической правды жизни.

Еще один остросоциальный роман о людях, вынужденных взрослеть и социализироваться в переломные времена, — «Ненастье» Алексея Иванова. Отрывки, характеризующие наивную и чистую Танюшу, «овцу» в глазах горластых соседок, а по замыслу автора «агнца божьего», представила актриса «Современника» Татьяна Лялина, сыгравшая главную роль в недавней экранизации Сергея Урсуляка.

— Книга произвела на меня очень сильное впечатление, даже слишком сильное, — призналась актриса, — я прочла ее на одном дыхании. Отрываясь от текста, ловила себя на мысли, что мне не терпится с кем-нибудь всем этим поделиться. На фестивале наконец представилась такая возможность.

Между тем Лялина призналась, что, хоть и сразу полюбила героиню, путь к образу был долгим и мучительным.

— Сергей Владимирович какое-то время раздумывал, пригласить на эту роль меня или еще кого-то. Его сомнения понятны. Образ сложный, требующий серьезной самоотдачи. Танюша Куделина — одна из самых необычных героинь в современной русской прозе. Кроткая, ранимая, начисто лишенная агрессии и эгоизма, она не только контрастирует с описанным в «Ненастье» жестким мужским миром криминального бизнес-альянса, возникшего в Екатеринбурге в девяностые.

Писатель Алексей Иванов начал свое выступление со слов благодарности:

— Читальный марафон на сцене — идея необычная и очень живая. Мы привыкли к экранизациям и инсценировкам, которые хоть и связаны с первоисточником, но все-таки довольно опосредованно. При переходе из одной изобразительной системы в другую многое меняется — что-то неизбежно теряется, возникают и новые акценты. Иногда это вызывает беспокойство, но не в случае Сергея Урсуляка. Я ему полностью доверял. Конечно, после выхода картины некоторые особо дотошные зрители стали находить какие-то неточности: таких-то кроссовок, говорили, не было, или футболок. Может быть, но не в этом суть. Главное, режиссеру удалось воссоздать яркую и противоречивую картину эпохи перелома с деталями и человеческими типажами, многие из которых уже ушли с арены.

Также автор отметил работу Татьяны Лялиной, назвав ее исполнение образа искренним и чистосердечным.

— Танюша Куделина — очень важный для меня романный персонаж, она обозначает евангельское присутствие. По отношению к этой героине можно судить о степени порядочности других персонажей, она — мерило всего и вся. Хотя по-человечески я никогда не понимал, как расцветают такие ландыши в нашем грубом мире.

Событием фестиваля стало чтение Аленой Бабенко фрагментов из романа Елены Чижовой «Время женщин». Одноименный спектакль идет в «Современнике» уже десять лет. В постановке Егора Перегудова актриса играет сразу две роли — тихой лимитчицы Антонины Беспаловой, матери-одиночки, поселившейся в питерской коммуналке, и ее повзрослевшей дочери — художницы Софии, после смерти родительницы воспитанной тремя питерскими старухами из бывших.

— «Поиск вкуса» — очень нужный проект. Я занята в спектакле почти десять лет, и у меня были свои отношения с материалом. Поначалу была настроена скептически: конечно, любопытно посмотреть на людей, которые придут слушать отрывки, но вот будет ли это интересно. Была счастлива, когда поняла, что чтения состоялись, у зрителей горели глаза. А кроме того, все это полезно и для артиста. Это было новое открытие романа. Вернувшись к нему через десять лет, многое увидела по-другому.

Аншлаг собрало выступление Сергея Гармаша, читавшего отрывки из романа Григория Служителя «Дни Савелия».

Дебютный роман актера Студии театрального искусства стал заметным литературным событием прошлого лета. Предисловие к рукописи написал Евгений Водолазкин, отметивший, что хоть коты — тема и не новая, но всегда эмоционально очень насыщенная, ведь «за котами просвечивают человеки... Любовь в этом романе заслуживает особых слов. Она — так уж сложилось — платоническая. Самая высокая из всех любовей».

В том, что фестиваль «Поиск вкуса» — событие не только приятное, атмосферное, но и нужное, сошлись все участники — диалог между корифеями литературного процесса и театром давно напрашивался. Сергей Гармаш даже выразил надежду, что такие чтения со временем станут в «Современнике» постоянными.


Фото на анонсе: ast.ru