И Босх создал шоу

Денис СУТЫКА

13.06.2019

В Московском Театре мюзикла российская премьера «Снов Босха». Посредством анимации, хореографии и акробатики цирковое шоу от канадского театра-цирка «7 пальцев» знакомит зрителя с одним из самых загадочных художников Северного Возрождения — Иеронимом Босхом. Спектакль будет сыгран в Москве десять раз, а после представлен в Санкт-Петербурге в рамках «Театральной олимпиады». «Культура» побеседовала с режиссером спектакля Сэмюэлем Тетро.

культура: Вы впервые у нас в гостях?
Тетро: В России я уже второй раз. Ранее был на Чеховском фестивале, успел посмотреть часть центра Москвы, пообедать в ресторанчике с друзьями и попробовать традиционную русскую кухню. На сей раз буду дольше, рассчитываю как следует изучить город, пообщаться с коллегами из России. Меня не перестает удивлять, как они преданы своему делу, как упорно и тяжело работают. И это касается не только цирковых артистов, но и драматических.

Также мне хочется поближе познакомиться с учением Константина Станиславского. Думаю, мы, в отличие от вас, не так хорошо его знаем и понимаем. Во все это хочется углубиться.

культура: На Вас, как на художника и человека, мало знакомого с нашей страной, накладывает отпечаток сегодняшняя геополитика, пропаганда в СМИ и прочее? То есть не было ли уже заранее немного боязно ехать в Россию или Вы привыкли доверять тому, что видите сами?
Тетро: Честно говоря, перед поездкой я немного беспокоился. Я знаю, как это было во времена холодной войны... И этот бэкграунд накладывает отпечаток на восприятие. Конечно же, я понимаю, что с тех пор многое изменилось. Я был в России 10 лет назад, а это большой срок. Поэтому я даже особо и не знал, чего можно ожидать в этот раз.

Что касается всех этих ситуаций, связанных с геополитикой, думаю, что у артистов есть уникальная возможность связывать людей через искусство. И этот альтернативный канал я стараюсь использовать в своих шоу. Неважно, из какой страны зритель, из какой страны артист, какой политический контекст за спиной каждого. Важна внутренняя свобода, восприятие мира в целом.

культура: Раз Вы упомянули Станиславского, замечу, что российские режиссеры, придерживающиеся его системы, очень досконально изучают не только сам драматургический материал, но и исторический контекст, в котором он был написан. Какую работу проделали Вы, прежде чем сочинить драматургическую канву, а затем поставить спектакль про Босха?
Тетро: Мне пришлось очень глубоко погрузиться в его творчество. Я пытался понять, как он смог создать такие работы, открыв, по сути, новое направление в живописи. Я стал в некотором роде специалистом по Босху. Прочел множество книг, эссе, интерпретаций его работ. В 2016 году присутствовал на выставке, посвященной 500-летию со дня смерти художника, где увидел все его оригинальные вещи. Также я исследовал работы Сальвадора Дали и Джима Моррисона. Солист и создатель группы The Doors до того как стать известным певцом, изучал историю искусств Средневековья и писал об этом эссе. Он пытался выдвинуть гипотезу, что Босх был членом какой-то секты, где пропагандировали праздник жизни. Ее участники раздевались, устраивали танцы, пели песни.

культура: Чем-то напоминает движение хиппи.
Тетро: Да, во время хиппи было очень модно выходить с такими теориями. И вполне вероятно, что это течение уходит корнями в Средневековье. Так вот я искал связь у художников-сюрреалистов. Пытался понять, как формировалось это направление в живописи и литературе. Босха очень увлекательно раскрывать, причем в контексте истории. Его жизнь и работы дают очень богатый материал для написания и создания шоу. И среди этих поисков и погружений родился главный персонаж спектакля — профессор истории искусств, который поможет нам всем приоткрыть дверцу в мир художника.

культура: Профессор — это Ваше альтер эго ?
Тетро: Да, вроде того. Я потратил на изучение Босха год, мой герой — 10 лет. Ему нужно выступить на конференции, посвященной художнику. Он репетирует речь перед аудиторией в университете, нервничает, готовится. Ему на помощь приходит его студентка. В какой-то момент он даже думает о том, чтобы вступить с ней в отношения. Долгие годы герой настолько был одержим исследованиями Босха, что утратил связь с реальной жизнью, с женой и ребенком. Благодаря своей ученице он начинает понимать, что пришло время возвращаться к жене и начать полностью жить своей жизнью.

Постановка была приурочена к 500-летию со дня смерти художника. Так что тема смерти для нас также очень важна. Только когда осознаешь, что у жизни есть конец, понимаешь: вся фишка в том, что жизнь происходит здесь и сейчас.

культура: Когда художник глубоко погружается в темные миры, то, как правило, сам начинает видеть мир в мрачном свете. Согласны?
Тетро: Первое, что приходит в голову, когда смотришь на работы Босха, на всех этих сумасшедших животных, видения ада и рая, это мысль о том, что ждет тебя по ту сторону. Но если раствориться в его работах и высвободить поток сознания, то за всем этим начинаешь видеть некую философию. На одной из его картин с левой стороны — изображения рая, с правой — ада, а посредине человек. Что хотел сказать художник? Каждый человек волен выбирать, куда идти, к свету или во тьму. Этот посыл был довольно нов для Средневековья, но свою актуальность он сохранил и сегодня. Не только отдельный индивид, но и все человечество должно понимать, к чему оно в итоге идет.

Если говорить о шоу, то мы используем язык человеческого тела, который, как мне кажется, связан со светом и свободой. Для меня было важно, чтобы во время шоу зритель еще больше полюбил жизнь. Я был сфокусирован на свете.

А еще я хотел бы поделиться с вами одной историей. Можно?

культура: Конечно!
Тетро: Когда я придумывал это шоу, то писал сценарий вместе с моим другом — театральным режиссером Мартином Тулиниусом. Он посоветовал сделать сцену смерти Босха не только в конце, но и показать ее еще и в начале. Как только открывается занавес, мы видим умирающего художника.

Что творец оставляет после себя? Картины могут пережить тебя и даже спустя 500 лет вдохновлять других художников. Но что делать, если ты цирковой и театральный актер, режиссер? Твоя работа живет в моменте. Так вот, во время репетиций Мартину диагностировали рак мозга. Это очень быстро протекающая болезнь. Еще до того как мы приступили к полноценной работе над постановкой, он попал в больницу. Каждый день после репетиций я шел к нему и рассказывал о том, что мы сделали, показывал костюмы, фотографии, делился процессом. Он смог увидеть лишь пару прогонов, его привозили в инвалидном кресле. В последнюю неделю Мартин уже не мог говорить. Мы собирались с актерами у его постели, точно так же, как персонажи шоу собираются возле Босха. Это было очень тяжело. Пережить его уход и продолжить работу над спектаклем мне помогла мысль о том, что я должен осуществить его мечту, воплотить последний сон Мартина и дать ему шанс оставить свой след.


Фото на анонсе: Андрей Никеричев/mskagency.ru