Чем дальше в «Лес», тем мрачнее «Кармен»

Елена ФЕДОРЕНКО

30.05.2019

Весенняя Москва встретила театральную программу XIX фестиваля искусств «Черешневый лес» — в концертном зале «Зарядье» прошла премьера проекта «Кармен».

Создатели спектакля — люди известные, отмеченные многими наградами и обласканные почитателями. Они увлечены актуальными исканиями современного искусства, которое упрямо стремится к синтезу, соединению в единое целое форм и стилей, различных типов актерской игры. Вот и сложившаяся команда: идейный вдохновитель и продюсер Павел Каплевич, режиссер Максим Диденко, художник Айдан Салахова, хореограф Владимир Варнава, маэстро Филипп Чижевский — связали в общем творческом порыве драму, оперу, балет. Отвергли ставшее уже привычным определение «мультижанровость» и придумали свое, новое — «полиформа». Для эксперимента выбрали последнюю оперу Жоржа Бизе, написанную на сюжет новеллы Проспера Мериме, отвергнутую и освистанную публикой на премьере. Сегодня сбылось пророчество Чайковского, говорившего, что придет время, когда «Кармен» станет самой популярной оперой мира. Так и случилось: музыка разошлась на цитаты, шлягерные мелодии растащили на рингтоны, а сама история страстной свободолюбивой испанской цыганки стала хрестоматийным сюжетом.

Проект «Кармен» — художественная декларация новейшей театральной истории, все чаще переосмысляющей классические образцы, вечные архетипы мировой культуры. Отброшены исторические обстоятельства, нет ни работниц севильской табачной фабрики, на которой служит гордая цыганка, ни горных высей, где орудуют контрабандисты, они и вовсе отсутствуют, как и большинство действующих лиц. Главным становится образ Хозе, исполненный тремя актерами. Самая важная смысловая нагрузка выпадает Александру Балуеву. Его герой — усталый странник, потерявший интерес к жизни, что оказалась к нему безжалостна. Он равнодушен к настоящему и подавлен воспоминаниями. Они всплывают в его памяти гипнотическими снами и навязчивыми галлюцинациями, которые и становятся содержанием сценического повествования. Балуев — актер замечательный, глубокий, точный — избегает пафоса и сентиментальности. Его потерянность и беспомощность вызывает острое сострадание, тон монологов — исповедальный, хотя слова нечасто складываются в полные предложения. Вряд ли это задумка авторов, скорее, брак в работе звукорежиссеров, отвечающих за колонки и микрофоны. Может, ошибаюсь в причине, но текст, написанный поэтом Михаилом Чевегой, до комфортного места в первом ряду амфитеатра не долетал. В длинном черном одеянии Хозе похож на призрак и практически не покидает сцены.

Максим Диденко, дерзнувший пересказать фабулу на стыке жанров, выводит еще двух Хозе: артиста балета Эдуарда Ахметшина и солиста «Новой оперы» Хачатура Бадаляна. Оба не подчеркивают в своем офицере ни ярости, ни страсти, ни душевных терзаний, но танец и голос выразительны и профессиональны. Почерк режиссера узнать трудно — похоже, он решил уйти в тень, укротил свою безудержную фантазию, выбрал простодушный прием: «вымышленные» зарисовки, что иллюстрируют нелегкие думы старика Хозе, всплывают в его воспаленном сознании как фрагменты балета и оперы.

В титульной роли — две актрисы: прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина и Карина Хэрунц, знакомая по телепроекту «Большая опера». Талантливой Шипулиной не хватает пространства сцены и фантазии хореографа. Владимир Варнава — один из лидеров отечественного contemporary dance (кстати, у него с Диденко есть общие постановки, лучшая из них — «Пассажир») на сей раз не предлагает оригинальных пластических ходов, складывая танец из привычной лексики. Однако балетная Кармен не без успеха наполняет движения живыми чувствами, изменчивыми и страстными. Красавице Карине Хэрунц пока недостает внутреннего нерва, рокового темперамента, но свежий и выразительный голос звучит отлично.

Появление соперника Хозе — Эскамильо выглядит вставным номером. Как всегда, вокал Василия Ладюка наполнен широким дыханием и благородным звучанием. Спетые «в анфас» знаменитые «Куплеты тореадора» вызвали благодарный отклик меломанов. Умышленно карикатурный, блестящий массивный золотой наряд Эскамильо — едва ли не единственное светлое пятно на фоне подчеркнуто мрачных декораций. Они, как и костюмы, созданы любимицей поклонников современного искусства Айдан Салаховой. Территорию театра она осваивает впервые. На темных подмостках — несколько вращающихся конусов, прямых и усеченных. В них, исполнив свои эпизоды, скрываются актеры. Переходит из рук в руки черная вуаль, периодически закрывающая прекрасные лица обеих Кармен, поражают богатые костюмы: оригинальное платье оперной солистки и телесные обтягивающие комбинезоны, «перерезанные» черными полосками, — у балетной пары. Видеопроекции сложных орнаментов с растительными мотивами и узорами завитков придают пространству объем и воздух.

Музыкальную линию спектакля выстраивает маэстро Филипп Чижевский. С особым тактом композитор Алексей Сюмак переоркестровал партитуру, смикшировал напористую бравурность гениального первоисточника, ввел в состав старинные инструменты, что придало композиции фольклорный колорит. Самобытный коллектив Questa Musica объединен с Московским андалузским ансамблем, и дирижер подчеркивает акварельную изящность звучания, иногда появляется восточная нежность и прорывается дыхание седой старины. Оркестр находится в глубине сцены, звучит сбалансированно и очень красиво, ему в помощь — акустические достоинства концертного зала «Зарядье».

В целом же результатом художественного эксперимента стал мрачный инфернальный спектакль — свет уже ускользнул из сознания Хозе. С такими настроениями доживает свои дни некогда бравый и отчаянный офицер. Нет, сам «Черешневый лес» не впал в «чернуху», а, видимо, решил сыграть на контрасте — буквально через несколько дней фестиваль представил прелестную солнечную «Манюню»: премьера Российского Молодежного театра по повести Наринэ Абгарян рассказывает о счастливом и безмятежном детстве.


Фото на анонсе: Вячеслав Прокофьев/ТАСС