Римас Туминас: «Чем больше в театре праздников, тем длиннее его жизнь»

Виктория ПЕШКОВА

31.03.2019

В Международный день театра на вахтанговской сцене вручали премию «Человек театра». Римас Туминас придумал ее пять лет назад, чтобы по достоинству оценить вклад своих коллег в процветание родного коллектива. Церемония проводится раз в два года, ее символом стала ветка сирени со «счастливым» пятилистником — ​любимый цветок Евгения Вахтангова.

«Домашние» премии, несмотря на свою локальность, имеют в театральном мире особую ценность: тайное голосование, определяющее имена лауреатов, становится тем зеркалом, которое отражает подлинное лицо той загадочной сущности, какой является любой творческий организм. Награду Римас Туминас назвал кратко и многозначно — ​«Человек театра». Не важно, к какому цеху ты принадлежишь, забрасывает ли тебя публика цветами или, напротив, даже не подозревает о твоем существовании — ​главное, что без твоей работы вся огромная, сложноустроенная театральная махина будет буксовать. Отличительным знаком премии стала золотая брошь с эмалью и драгоценными камнями — ​миниатюрный ювелирный шедевр главного художника театра Максима Обрезкова. Почти сто лет тому назад ветка сирени объединила вокруг себя первых учеников Евгений Вахтангова.

Имена лауреатов всегда держатся в строжайшей тайне, так что их удивление и волнение — ​не чета оскароносным. В числе обладателей вахтанговской премии признанные корифеи — ​Юлия Борисова, Людмила Максакова, Мария Аронова, Владимир Этуш, Василий Лановой. В первый же год регламент премии был нарушен — ​труппа решила, что, помимо тех, кто выбран в ходе тайного голосования, сиреневой ветви должен быть удостоен и сам Туминас, без которого ни этого, ни многих других праздников в этом театре просто не было бы. Через два года наградой был отмечен и директор театра Кирилл Крок — ​второе «плечо» рычага силы, приводящего в действие многоступенчатый вахтанговский механизм.

Нынешняя церемония, видимо, благодаря кумулятивному эффекту Дня и Года театра, прошла с поистине королевским размахом. Разогретой нетерпеливым ожиданием публике распахнувшийся занавес открыл изящный придворный балет, в финале которого из-под колосников на грешную землю, точнее — ​сцену, спустился сам Король-Солнце в исполнении Сергея Маковецкого. Его театральное величество собственноручно водружало на головы достойнейших лавровый венок, который, в отличие от прозаического букета сирени, рискующего завянуть еще до того, как награжденный доберется до дому, нетленен.

Бессменный ведущий праздничного действа Дмитрий Трубочкин, отставив профессорскую строгость для озорного артистизма, почтил собравшихся кратким экскурсом в историю Дня театра, уходящую корнями в золотой век Античности, когда древние греки, ободренные повернувшим на лето солнцем, справляли священный праздник Диониса. После чего, зачитывая лаконичные оды, сочиненные в честь новых лауреатов «придворным поэтом» Рубеном Симоновым, оглашал имена счастливцев. Лауреатами этого года стали заведующий художественно-постановочной частью Владимир Довгань и заместитель директора по эксплуатации и капитальному ремонту Александр Гудков. Отныне носить на лацкане заветную веточку будет и ее автор — ​сценограф и художник Максим Обрезков.

Но главными в этом «букете» были, конечно же, прекрасные, удивительные и неповторимые вахтанговские актеры.

В мадригале, посвященном Ирине Купченко, актрису сравнили с рубином. Что ж, страстности и темперамента природа ей отмерила сторицей. «У меня смешанные чувства — ​мания величия с комплексом неполноценности, — ​призналась Ирина Петровна. — ​С одной стороны, приятно. С другой — ​а за что? Эта премия «Человек театра» — ​то, что я меньше всего рассчитывала получить. В душе я, конечно же, человек театра — ​вся жизнь, все слезы и любовь отданы ему. В силу характера и убеждений я всегда разделяла жизнь и работу. Я дружила всегда со зрителем: это был мой метафизический единомышленник — ​я обращалась к нему, надеясь, что он меня понимает. А в театре у меня близких друзей не было. Я считала, что нужно всех любить и ко всем хорошо относиться — ​тогда очень легко работать, потому что в работе актерской ничего не получается, если нет любви. И мне казалось, таких близких друзей у меня в театре никогда не было. Оказалось, я ошибалась — ​они есть. Те люди, которые за меня голосовали».

Следующего лауреата мсье ведущий охарактеризовал как актера, которому не только подвластны все амплуа — ​от героя до злодея, но и присущ талант спасать родной театр в самых безвыходных ситуациях, подобно МЧС. За отсутствием, по всей видимости, опять что-то или кого-то спасающего Евгения Князева награду приняла его супруга искусствовед Елена Дунаева.

Но главной героиней празднества стала неувядаемая Нина Аполлоновна Нехлопоченко. В свои 90 с маленьким гаком одна из старейших актрис Вахтанговского, отдавшая ему 65 лет, сыгравшая здесь 115 ролей, в одни миг наэлектризовала весь зал: «Я счастлива, что могу еще выходить на сцену любимого театра. И слава Богу, я еще здесь нужна. Ведь другой жизни у меня нет!» После таких слов король уступил блистательной актрисе свой трон, а сам скромно занял место в партере.

Римас Туминас, вручавший награды лауреатам, был немногословен. Только когда мероприятие утратило все признаки официальности, вождь вахтанговцев позволил себе философскую реминисценцию: «Чем больше в театре праздников и ярких событий, тем длиннее наша жизнь в нем. Продлить эту жизнь — ​и задача наша, и долг. Но выполняя их, мы тем самым приближаемся к Вечности. Дать человеку почувствовать течение бесконечной Жизни — ​вот в чем призвание театра. Такие праздники нам нужны, чтобы говорить друг другу теплые слова, отдавая должное той красоте и высоте духа, которая есть в каждом. За то, что вы не даете угаснуть красоте, я всех вас и люблю».


Фото на анонсе: Сергей Ведяшкин/mskagency.ru