«Хрустальный гвоздь» вколочен в «Старый дом»

Виктория ПЕШКОВА

27.03.2019

В центре «На Страстном» прошла XVII церемония награждения лауреатов Московской ежегодной премии СТД РФ «Гвоздь сезона». Обладатели пяти малых наград всегда известны заранее. Интрига в том, кому из них достанется Большой приз.


В течение сезона экспертный совет премии отсматривает все московские премьеры, из числа которых выбираются самые яркие. Эти пять спектаклей удостаиваются «Малого хрустального гвоздя». И уже среди них решением жюри, возглавляемого председателем СТД Александром Калягиным, определяется обладатель главной награды. На этот раз «великолепную пятерку» составили «Турандот» Бориса Константинова в Центральном театре кукол им. С. В. Образцова, «Старый дом» Владимира Панкова в Центре драматургии и режиссуры, «Вариации тайны» Камы Гинкаса в МТЮЗе и две работы Евгения Писарева — ​«Влюбленный Шекспир» в его родном театре им. Пушкина и «Кинастон» в «Табакерке».

Выходя на сцену за вожделенной наградой, создатели спектаклей и их соратники оставались столь же краткими, сколь и талантливыми. Борис Константинов попросил артистов представить, как их работа выглядит без спасительной ширмы, отделяющей их от публики. Кама Гинкас, показывая на Валерия Баринова и Игоря Гордина, вместе с ним поднявшихся на сцену, ограничился констатацией: «Теперь вы понимаете, что с такими замечательными актерами режиссеру вообще ничего делать не нужно». Самый большой «Гвоздь» достался «Старому дому». Поставивший его режиссер Владимир Панков пожелал всем присутствовавшим до конца дней не утратить веры в театр.

Но главной интригой премии становится не награждение лауреатов, а собственно церемония. В течение многих лет ее автором и практически бессменным ведущим (в паре с другим большим пересмешником, актером Театра им. Вахтангова Сергеем Епишевым) был Константин Богомолов. На первых порах за их экзерсисами в остроумии следить было действительно интересно. Но, увеличивая с каждым разом градус эпатажа, enfant terrible отечественного театра постепенно утрачивал чувство хорошего вкуса. По мере того, как по разным поводам накалялись страсти в театральной среде, то и дело разделявшейся на «своих» и «чужих», шутки и репризы становились все более ядовитыми и менее смешными. А ведь именно юмор позволял церемонии быть одновременно и барометром, фиксирующим уровень напряженности в профессиональной среде, и громоотводом, каким испокон веку были столь любимые в театральном мире капустники. Видимо, сценаристы церемонии забыли школьный курс физики — ​системе, работающей под большим давлением, необходим предохранительный клапан, а заодно и техники безопасности — ​нагнетать это самое давление до беспредела чревато. При несоблюдении этих условий конструкция рано или поздно разлетится ко всем чертям. Что, собственно, и произошло. Предыдущую, шестнадцатую по счету, церемонию ставил Владимир Панков, а вели дети.

В этом году автором сценария и режиссером действа стал Павел Акимкин — ​актер, композитор, участник Студии SounDrama, взявший в соавторы артистов Артема Тульчинского и Романа Шаляпина. И на сцену центра «На Страстном» вернулись по-настоящему острый юмор, филигранного изящества ирония. При этом необходимая театральному капустнику злободневность никуда не делась. Более того, таких искрометно-дерзких выпадов в адрес чиновничества от культуры эти стены давно не слышали. Благо повод был более чем подходящим — ​25 марта, как известно, отмечается День работников культуры. Не забыли и о своем брате — ​homo teatralicus — ​за микронной точности пародиями узнавались лица более чем именитые. Одним словом, уж пригвоздили — ​так пригвоздили.

Нельзя не отметить и еще одно неоспоримое достоинство новой команды «Гвоздя» — ​четкое понимание своей роли в церемонии: они сделали все, чтобы не отвлекать на себя внимание от лауреатов, чем нередко грешили их предшественники. Даже заместитель председателя СТД Евгений Стеблов, по уже много лет существующей традиции давший старт наградному процессу, не скрывал радости по поводу того, что теперь нет необходимости отбивать эскапады ведущих. Одним словом, на сей раз «пригвождение» получилось озорным, почти бесшабашным и, на удивление, жизнеутверждающим.


Фото на анонсе: Андрей Никеричев/mskagency.ru