25.03.2019
Смотр позиционирует себя как «точку сборки» энергии русского психологического театра. Идея создать творческую площадку для тех, кто в увлеченном поиске нехоженых троп не забывает о своих корнях и не отказывается от традиций, принадлежит актеру и режиссеру Сергею Безрукову.
Фестиваль призван показать, что регионы, как бы далеко они от центра ни располагались, театральной окраиной не являются.
Худрука Московского Губернского театра (МГТ) по отношению к Константину Сергеевичу можно считать «правнуком по прямой». Он принял эстафету от Олега Павловича Табакова, получившего азы мастерства от выдающегося педагога и актера Василия Осиповича Топоркова, учителем которого был сам Константин Сергеевич.
Главной наградой является бюст Станиславского из бисквитного фарфора, созданный мастерами знаменитого Дулевского завода, с лаконичной надписью на основании — «Верю!». Им отмечаются лучшие женские и мужские роли, а также самый органичный актерский ансамбль.
На суд высокого жюри и благосклонной публики будет представлено восемь спектаклей. «Классика крупным планом» — таким мог быть девиз фестиваля. «Господа Головлевы» пермского театра «У моста», «Дядя Ваня» саратовского ТЮЗа, «Ревизор» питерского театра «Суббота», «Чайка» свердловского драматического, «Мещане» театра на Васильевском, «Беглец» (по «Казакам» Л. Н. Толстого) Театра им. Ленсовета. Контрастности этой масштабной картине придадут «Оттенки» А. Таммсааре Минусинского драмтеатра и «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова «Мастерской» Григория Козлова.
— При прочих равных условиях, — признается арт-директор фестиваля Ольга Галахова, — мы отдавали предпочтение постановкам с яркими актерскими работами. Отбирались спектакли, существующие в поле традиции. Да, они не поражают постановочными трюками, гэгами, шокирующими режиссерскими решениями, но захватывают внимание буквально с первой минуты. Впрочем, не думайте, что мы зовем «замшелых традиционалистов». Екатеринбуржцы, принимая наше приглашение, первым делом поинтересовались, сможем ли мы обеспечить им 20 тонн воды. Питерский режиссер Григорий Козлов, поставивший у них «Чайку», все делал по правде, включая озеро.
Станиславский — фигура не менее дискуссионная, чем, скажем, Ян Фабр. А может, даже более. Это из сегодняшнего дня он видится забронзовевшим классиком, а ведь в свое время он с азартом осваивал новое и в режиссуре, и драматургии. Шедшие в его театре пьесы Метерлинка и Ибсена тогда и были самой что ни на есть «новой драмой». Так что наш фестиваль — это своего рода попытка взглянуть на наследие Константина Сергеевича свежим взглядом.
Любая традиция жива, пока есть те, кто готов ее поддерживать и продолжать. На «Фабрике» будет работать «цех» по воспитанию подрастающего поколения: в образовательной программе примут участие несколько десятков студентов из театральных вузов Нижнего Новгорода, Казани, Уфы, Ярославля. Ребята еще не знают, как им повезло: среди их наставников будут такие мастера, как Нина Шалимова, Римма Кречетова, Григорий Заславский, Ольга Егошина. Как известно, теория без практики мертва, так что, помимо лекций, их ожидают мастер-классы от Григория Козлова, Николая Коляды и Сергея Безрукова.
«Штаб-квартирой» фестиваля будет Московский Губернский, но благодаря поддержке министерства культуры Московской области, спектакли театров-участников смогут увидеть и жители Подмосковья. По уже сложившейся традиции «Фабрика Станиславского» каждый год открывает для гостей и участников новую знаковую точку вне пределов МКАД.
— Пилотная версия фестиваля, — рассказывает Нармин Ширалиева, министр культуры Московской области, — стартовала в усадьбе Станиславского Любимовка. Первый открывался в Орехово-Зуеве, в одном из чудом сохранившихся складов фабрики выдающегося промышленника и мецената Саввы Морозова, доходы от которой и дали возможность Станиславскому и Немировичу-Данченко осуществить мечту. Не будем забывать, что Художественный театр был создан как частная труппа, ни копейки от государства не получавшая. В этом году церемония пройдет в усадьбе Большие Горки, некогда принадлежавшей вдове Морозова Зинаиде Григорьевне. Большинству это место известно как музей-заповедник «Горки Ленинские».
По нашим временам ленинский музей не самое ожидаемое место для церемонии открытия театрального фестиваля. Но это были еще не все сюрпризы. Самый удивительный приберег для собравшихся Сергей Безруков.
— Русский психологический театр, — уверен он, — это то, на чем мы стояли, стоим и стоять будем. То, что ни в коем случае нельзя потерять. Мы сознательно делали наш фестиваль актерским. Не потому, что сам я в большей мере актер, хотя постановкой занимаюсь с неменьшим увлечением. Просто я убежден — режиссер должен раствориться в артисте. Придуманная им форма не должна превалировать над содержанием, которое вкладывает в роль артист. В яростных спорах, ведущихся последние лет десять-пятнадцать вокруг пути, которым должен следовать театр, чтобы оставаться живым и современным, мы с вами вовсе не первооткрыватели. Не верите?
Преображение было мгновенным. Из фрагмента хрестоматийного труда Станиславского «Работа актера над ролью» Безруков устроил настоящий спектакль с элементами лекции по театроведению: «Среди руководителей театров, артистов, зрителей, критиков много таких, которые любят на сцене только условность, театральность, ложь. У некоторых это объясняется плохим, извращенным вкусом, у других — пресыщенностью. Последние, наподобие гастрономов, требуют на сцене острого, пикантного: они любят приправы в постановке и игре артистов. Нужно «особенное», чего нет в жизни. Реальная действительность им надоела, и они не желают встречаться с нею на подмостках. «Только не так, как в жизни», — говорят они и, чтобы уйти от нее, ищут на сцене побольше изломов. Все это оправдывается учеными словами, статьями, лекциями, придуманными модными теориями, якобы вызванными их изысканным пониманием тонкостей искусства. «В театре нужно красивое! — говорят они. — Мы хотим отдыхать, веселиться, смеяться на спектакле. Мы не хотим там страдать и плакать». «Довольно горя и в жизни», — говорят другие. В противоположность этим людям есть много руководителей театров, артистов, зрителей, критиков, которые любят и признают на сцене только жизненность, естественность, реализм — правду. Эти люди хотят нормальной и здоровой пищи, хорошего «мяса», без пикантных и вредных «соусов». Они не боятся сильных, очищающих душу впечатлений в театре; они хотят там плакать, смеяться, переживать, косвенно участвовать в жизни пьесы. Они хотят на сцене отражения подлинной «жизни человеческого духа». Прибавьте к сказанному, что и в том и в другом случае бывают перегибы, при которых острота и изломы доводятся до пределов уродства, а простота, естественность доходят до предела ультранатурализма. Как первая, так и вторая крайности граничат с самым плохим наигрышем. Все сказанное вынуждает меня отделять правду от лжи и говорить о них порознь».
— Как говорил один известный киноперсонаж, — улыбнулся Безруков, выйдя из роли, — все было украдено до нас. Такое впечатление, что читаешь статью в каком-нибудь вполне современном театральном журнале. Это же абсолютное попадание в нас сегодняшних.
Затем Сергей Витальевич предложил слегка оторопевшим журналистам побыть в шкуре студентов-первокурсников и в лучших традициях своего наставника — Олега Табакова — провел мастер-класс по актерскому мастерству, наглядно продемонстрировав «неофитам», что такое система Станиславского в действии.
Фото на анонсе: Галина Фесенко/fsfest.ru