Худрукам полагается смена

Виктория ПЕШКОВА

06.12.2018

Татьяна Доронина покинула пост художественного руководителя МХАТ им. Горького, который занимала 31 год. Отныне Татьяна Васильевна станет президентом театра. Труппу возглавит режиссер и продюсер Эдуард Бояков.

Уходящий год был щедр на нетривиальные кадровые решения. Их результаты театральному сообществу еще только предстоит оценить, по возможности избегая скоропалительных выводов. В одном сомнения нет — перед обеими ветвями некогда единого древа Художественного театра открылись перспективы смены привычных амплуа. Как причудливо тасуется колода. В МХТ им. Чехова, за которым давно и прочно закрепилась репутация неистового ниспровергателя канонов, направо и налево раздающего пощечины общественному вкусу, после ухода из жизни Олега Табакова руководство поручено Сергею Женовачу — искусному плетельщику тончайших психологических кружев во вкусе умной старины. А во МХАТ им. Горького, защищающий традиции русской психологической и, не побоимся этого слова, реалистической школы, назначается Эдуард Бояков, идейный вдохновитель создания фестиваля «Золотая маска», основатель театра «Практика» и конкурса современной драматургии «Новая драма».

Между этими двумя событиями произошло еще одно, также вписывающееся в наметившуюся тенденцию, но цунами, как ни странно, не породившее: Алексей Бородин, сохранив за собой пост художественного руководителя Российского академического — что важно — молодежного театра, пригласил на должность главного режиссера Егора Перегудова. Подчеркнем — творческие почерки этих режиссеров различаются, и весьма существенно, что не помешало им, профессионалам, принадлежащим к разным поколениям, не просто найти общий язык, но вести на нем насыщенный и результативный диалог.

Нетрудно вспомнить, какие нешуточные страсти кипели вокруг Камергерского еще совсем недавно. Алармисты азартно перечисляли все мыслимые и немыслимые бедствия, которые вот-вот посыплются на головы осиротевшей труппы и режиссерского корпуса, собранного Табаковым. Ну, и где все эти тридцать три с хвостиком несчастья? Спектакли текущего репертуара продолжают идти. Премьеры, запланированные еще при жизни предыдущего худрука, выпускаются. А режиссеры, принявшие решение не встраиваться в начинающий складываться контекст, перенесли свою энергию на другие площадки.

Решение о назначении Эдуарда Боякова, похоже, стало поводом для очередного вихря треволнений, теперь уже с эпицентром на Тверском бульваре.

Традиционный вопрос о том, можно ли было найти подходящую кандидатуру внутри театра, подпитывается от извечного заблуждения, будто Бабу Ягу легче воспитать в своем коллективе, чем взять со стороны. Тот же Бородин, при том, что вокруг РАМТа сформировалась многочисленная когорта одаренных режиссеров, предпочел искать соратника на стороне. По всей видимости, Татьяна Доронина выбрала тот же modus operandi и верит в возможность сотрудничества на благо родного театра. В противном случае, и сомневаться в этом не приходится, учитывая фантастическую принципиальность великой русской актрисы, никакая сила в мире не заставила бы ее принять пост президента МХАТа.

По словам Эдуарда Боякова, он приходит в театр не с пустыми руками, а с программой, над которой работал вместе с единомышленниками — Сергеем Пускепалисом, который займет должность помощника по творческим вопросам, и Захаром Прилепиным, в чье ведение перейдет литературная часть. О том, каким курсом пойдет коллектив и чего ждать его многочисленным поклонникам, «Культура» решила узнать из первых рук. Подробное интервью с новым худруком МХАТ им. Горького читайте в одном из ближайших номеров газеты.


Фото на анонсе: Антон Кардашов/mskagency.ru