От черной комнаты к черной курице

Елена ФЕДОРЕНКО

16.11.2018

В основу новых спектаклей Российского Молодежного театра положены старинная сказка («Черная курица»), советская повесть («Самая быстрая лодка в мире») и недавно написанная пьеса («Фото topless»). Поставили их режиссеры, не обремененные почтенными годами и длинным списком работ.

Алексей Бородин давно и успешно управляет РАМТом благодаря редчайшему сочетанию уникальных качеств: таланту, профессионализму, опыту. Художественная политика режиссера, чья жизнь накрепко связана с детским театром, отличается завидной последовательностью. Мечта и утопия соединяются в ней с четким прагматизмом. Не подводило ни разу — репертуар пополняется разнообразными премьерами, и их числу иные труппы завидуют. В афише учтены интересы разновозрастной зрительской аудитории: здесь давно побороли двух главных врагов детского театра — воспитательный пафос и развлекательную беззаботность. Многие спектакли адресованы смешанному залу или, как принято говорить, рекомендованы для «семейного просмотра». Сценические истории дают не только яркие впечатления и желание вспомнить сокровенное, но, что гораздо важнее, — темы для размышлений, которыми возможно делиться с близкими. Интенсивная творческая жизнь, кипящая на трех сценических площадках, и энтузиазм получающих здесь приют молодых режиссеров позволяют занять многочисленную труппу — в основном из выпускников Мастерской Бородина по ГИТИСу. Их впору назвать семьей, сообществом, братством.

«Самая легкая лодка в мире» — музыкальный спектакль, разыгранный на крошечном пятачке сцены «Черной комнаты». Инсценировка обаятельной повести Юрия Коваля, умевшего удивляться травинкам и муравьишкам и чувствовать, как «в соседних переулках шумит прибой», создана Юлием Кимом и Сергеем Никитиным. Свое сочинение они доверили молодому Алексею Золотовицкому — актеру Театра имени Маяковского и режиссеру. Пошли на смелый эксперимент, ведь для постановщика и исполнителей время физиков и лириков, бардовской песни и пыжиковых шапок — далекая и неведомая история. Спектакль отчаянно и не без успеха демонстрирует уважение к авторскому тексту, участники трепетно постигают дух тех лет, когда были молоды их родители. И все-таки вряд ли кто-то из них может искренне присоединиться к словам Беллы Ахмадулиной, адресованным Ковалю: «Я не могу жить без вашей прозы, все время читаю «Лодку». Да и фразу «С детства я мечтал иметь тельняшку и зуб золотой» не получается себе присвоить. Песни про бамбук и соленый огурец — стихия, не близкая поколению обладателей гаджетов, меж ними и желанием героя стать «морским волком» — дистанция огромного размера. Все это — приметы ушедшей советской утопии, когда верили в рукотворную базу на Луне и надеялись открыть эликсир бессмертия. 

Спектакль, как и инсценировка, не добирается до выси, когда поход к морю становится метафорой свободного человеческого пути, а мечта о подвигах — философской притчей. Наивно и немного по-детски, но легко и честно играют историю о Писателе (Александр Девятьяров) и Художнике (Денис Баландин), которые на бамбуковом суденышке, построенном умельцем из Каширы (Сергей Чудаков) и названном «Одуванчик», с напутствием всемогущего милиционера (Владислав Погиба) и приветливой красотки Клары (Александра Аронс) отплывают в неведомое путешествие. От второй части спектакля исходит милая ирония. Сказочный антураж с причудливыми кошмарами — летающей головой, дивной Макарихой (Ольга Лысак) и всякими бесовскими «тварями и гадами» — вдохновил на вольные фантазии. Зачин же сильно напомнил кухонные посиделки: актеры бренчали на гитарах, пели песни, подрастратившие с годами свою искрометность, и даже угощали зрителей первого ряда конфетами и баранками. Снисходительная ретроулыбка проскальзывала и в замечательном оформлении (художник — София Егорова): тесная советская комната с ковром, граммофоном, телевизором. За «не нужную никому живопись» ответила репродукция «Богатырей» Виктора Васнецова, а в «чудовищный шкаф» спрятали уйму секретов: оттуда представляли персонажей, превращали его то в купе поезда, то в причал, то в саму лодку. Добрый бесхитростный спектакль «зацепил» взрослую аудиторию, чья судьба совпала с ростом любимого театра. Для старших «Лодка» оказалась поводом для рефлексий и чем-то большим, чем сценическая иллюзия. Подросткам же странствия предков показались наивными и легкомысленными. Так бывает.

«Фото topless» развернули в уютном пространстве все той же тесноватой «Черной комнаты», но реакция публики оказалась диаметрально противоположной: возбужденные юнцы радовались узнаванию, а сопровождавшие их родители недоумевали. Вместо романтической подоплеки «Лодки» — злободневное шершавое высказывание, получившееся благодаря проекту РАМТа по поиску новых пьес. В конце прошлого года Молодежный театр провел смотр совместно с конкурсом новой драматургии «Ремарка» из Петрозаводска. Увидели зарисовку драматурга Натальи Блок и решили сделать спектакль.

История режиссера Олега Липовецкого — современная, воспитательная и даже нравоучительная. Гурьба старшеклассников — ровесники тех, кого в зале большинство. Они объясняются при помощи непереводимого сленга, смайликов и эсэмэсок, из родительских мер воздействия страшит только одна — лишение мобильника. Такими стали внуки бодрых героев «Лодки». Артем (Алексей Веселкин-младший) и Кира (Людмила Пивоварова) нравятся друг другу, товарищи устраивают им свидание, где они плечом к плечу склоняются каждый над своим экраном. Объясняются через сеть «ВКонтакте». Друг подбивает влюбленного Артема попросить подругу скинуть фото topless, Кира присылает. Далее — перепосты, насмешки, травля. Девочка исчезает из школьных будней, а потом выясняется, что ее якобы уже нет в живых. Одинокие и потерянные, замкнувшиеся в летящих через «паутину» словах и не пережившие сердечных сомнений, тинейджеры впервые задумывается о вине вольной и невольной, испытывают боль и отчаяние. К счастью, Кира — жива, ее обидчики получают жестокий жизненный урок. Задумались, услышали, изменились. Оказывается, жизнь не сводится к экранам гаджетов и не управляется исключительно клавишами компьютеров и планшетов. У театра на то и расчет. Мобильники зрителям разрешают не отключать и рекомендуют фотографировать. Артисты просят публику поделиться с ними новинками молодежного словаря. Граница между сценой и залом упразднена, на единой территории можно почувствовать друг друга, забыть об одиночестве и собственной ненужности, умноженных на компьютерные фрустрации века.

Тоска, сиротство, испытания выпадают и на долю героя «Черной курицы». Антоний Погорельский написал печальную сказку почти два века назад в назидание любимому племяннику Алеше Толстому. Тогда автор не предполагал, что задумчивый непоседа вскоре сделается поэтом и писателем, сочинит «Князя Серебряного», заплетет интриги Козьмы Пруткова, напишет трилогию об эпохе Ивана Грозного и Смуты. Просто хотел объяснить, насколько важно быть скромным и трудолюбивым, не лукавить и держать данное слово. История полна почти андерсеновского трагизма. Маленький Алеша отправлен любящими родителями в пансион, где страдает от вынужденной разлуки и горького одиночества — особенно остро в выходные дни, когда городских детей забирают домой. Однажды он спасает черную курицу от ножа кухарки, и в благодарность та открывает ему Подземное царство. Вкусив странной жизни, где хохлатка оказывается министром, паренек возвращается из мира чудес с подарком — маленьким зернышком, дающим ему возможность знать все обо всем. Зазнавшийся Алеша тут же становится средоточием пороков: гордыни, лени, тщеславия. Он предает Чернушку, и подземные жители обречены на изгнание.

Театральное сочинение — одновременно близко и далеко от первоисточника. Спектакль сохранил дидактическое очарование оригинала, но поставлен по-экстравагантному современно — как театральный праздник, хитроумная лицедейская игра с чудесами, могущими прийти в голову только ребенку нашего столетия. Молодой режиссер Екатерина Половцева, запомнившаяся по спектаклю «Не от мира сего» в Театре имени Пушкина, сообща со сценографом Эмилем Капелюшем создала таинственный и грациозный волшебный мир. Точнее, два: санкт-петербургский пансион XIX века и подземную вселенную. Смесь приемов похожа на наваждение: театры теней и кукол, больших и маленьких, оперное пение и танцы, повторяющие па классического экзерсиса, цирк и буффонада. Все трансферы на территории смежных искусств предпринимаются исключительно ради поэтического театра. 

Особо действует на юную аудиторию сюрреализм подземных жителей-инопланетян: из завесов дыма вырастают рыцари, старушки, мелькают силуэты и тени Босха и Дали. К счастью, они ненадолго отвлекают своей тревожной красотой от течения мудрой и доброй сказки. Умные актерские работы с детальной отделкой настойчиво возвращают интерес к глубоким смыслам сценического повествования. Камертоном исполнительского состава становится талантливый и мастеровитый Алексей Блохин (Учитель и Король), замечательно ведет роли Максим Керин (кудахтающая Чернушка и красавец-министр). Забавно шалит Виктор Панченко, чей милый поначалу Алеша купается в собственном зазнайстве и горько раскаивается за предательство. Драматичный финал изменен — верная курица смилостивилась, подарила мальчишке прощение. Наверное, так и правильно — в жесткий и несговорчивый век пощада и снисходительность — главные врачеватели человеческой души.


Фото на анонсе: Антон Белицкий/ramt.ru