Развод — дело тонкое

Ксения ПОЗДНЯКОВА

23.05.2018


«Игра»
Энтони Шеффер

Театр Наций

Режиссер: Явор Гырдев

Сценография: Екатерина Джагарова

В ролях: Виктор Вержбицкий, Александр Новин, Александр Доплер

На Малой сцене Театра Наций показали новый спектакль Якова Гырдева «Игра». Здесь уже идут его «Метод Гренхольма» и «Киллер Джо».

«Игра» поставлена по знаменитой пьесе Энтони Шеффера «Сыщик». Она в свое время послужила основой фильма Джозефа Манкевича «Игра на вылет» с Лоуренсом Оливье и Майклом Кейном в главных ролях и ленты Кеннета Браны «Сыщик», где тех же героев сыграли опять-таки Кейн и Джуд Лоу. На сей раз дуэт доверили маститому Виктору Вержбицкому и молодому Александру Новину. Однако даже если вы смотрели обе экранизации и знакомы с сюжетом, скучать во время действия вам не придется. Текст, переработанный драматургом Михаилом Дурненковым, разительно отличается как от оригинала Шеффера, так и от обеих интерпретаций. Гырдев сравнивает спектакль с «виртуальной стратегической игрой, герои которой считают, что движутся к цели, а на самом деле каждый раз выходят на новый уровень заблуждения, упуская момент, когда игра превращается в реальность». «В нашей версии этой истории острый сюжет не цель, а средство для раскрытия природы героев», — утверждает режиссер.

Итак, «Игра». В центре сюжета классический любовный треугольник: муж — известный писатель Эндрю Уайк (Виктор Вержбицкий), жена — Маргарет и ее любовник — компьютерщик Майло Тиндл (Александр Новин). Казалось бы, что может быть банальнее. Однако привычная схема отношений рушится, поскольку жена лишь подразумевается, как гоголевский ревизор. Маргарет мы так и не увидим. Все, что мы о ней знаем, — лишь рассказы двух ее мужчин, причем каждый уверяет, что действует исключительно в интересах возлюбленной. Но на самом ли деле Маргарет нужен развод с престарелым богатым мужем? И если да, то почему она не пришла сама, а послала договариваться молодого любовника? Мы этого никогда не узнаем.

Перед нами разворачивается поединок двух мужчин, каждый из которых пытается доказать свою правоту, растоптав и унизив соперника. Собственно, Маргарет — лишь почетный приз.

В небольшой двухчастной истории сильны как детективная составляющая, так и мотив лжи. Жена обманывает мужа, герои друг друга, а актеры — зрителя. На афише изображен теннисный матч, но на деле «Игра» скорее напоминает шахматную партию: пожилой гроссмейстер дает урок новичку, то и дела тыча его носом в доску. Именно желание проучить нахального юнца побудило заслуженного писателя пригласить любовника жены в свой уютный и богатый дом. На своей территории герой Вержбицкого чувствует себя королем положения. Он встречает гостя в халате и мягких домашних туфлях, вальяжно разваливается в кресле, всем видом давая понять: к встрече он не готовился, гость его тяготит, и он с радостью даст супруге развод и вернется к своей успешной и размеренной жизни. Гость же, напротив, чувствует себя неловко, старается угодить, понравиться, а главное, понять, зачем его все-таки пригласили.

И правда — зачем? Предоставить развод можно и через суд. Для этого совершенно не обязательно встречаться со счастливым соперником. Другое дело — щелкнуть юнца по носу, унизить и раздавить. Писатель повышает голос, щеголяет собственным положением и богатством, всячески подчеркивая, что начинающий компьютерщик, стартапер и иммигрант Майло Тиндл ему в подметки не годится. Однако манера, с какой он раз за разом осаживает гостя, чести ему не делает. Писателем явно движет зависть, злоба и ненависть. Поэтому к встрече он тщательно подготовился. Его дебют рассчитан до мельчайших деталей, он явно сторонник «сицилианской защиты» — защиты нападением. Он заманивает Майло в хорошо продуманную ловушку, где каждый ход противника предопределен. Только Уайк не учел, что столкнулся с достойным соперником, а «Игра» постепенно переходит в эндшпиль, и вести партию будет уже не он. Когда во втором акте инициативу перехватывает Тиндл, маститому литератору приходится испытать целую гамму эмоций: от страха перед наказанием до чувства вины за совершенное преступление. Но, как известно, «белые начинают и выигрывают». Финальную точку ставит все-таки Уайк. Правда, победа его не безоговорочна.

По-настоящему в выигрыше остается лишь зритель. А что ему показали — любовно-детективную историю или психологический триллер, выявляющий тайные мотивы, движущие нашими поступками, — пусть каждый решает для себя.


Фото на анонсе: Ира Полярная/theatreofnations.ru