А у нас все дома

Виктория ПЕШКОВА

23.05.2018

В Малом театре завершился XII фестиваль «Островский в доме Островского», получивший в этом году статус международного.

Фестиваль «Островский в доме Островского» организовали в 1993-м, когда у подножия памятника великому драматургу шумела барахолка и накачанные бритоголовые субъекты предлагали худруку Малого театра Юрию Соломину помощь, если на него кто-нибудь ненароком «наедет». Сегодня Юрий Мефодьевич вспоминает об этом с улыбкой, а тогда ему было не до шуток. Все, что в пьесах Островского на протяжении десятилетий зрителем воспринималось как исторический экскурс в быт и нравы дремучего прошлого, внезапно стало яркой и точной иллюстрацией самой что ни на есть современности.

Никто тогда не думал, сколько просуществует это начинание, ведь проводили его без государственной поддержки, а помощь меценатов — величина непостоянная. Но Соломин был уверен, что действовать нужно немедленно. Фестиваль проводили раз в два года, представляя в столице четыре-пять спектаклей. Для театров из российской глубинки это была одна из немногих возможностей предъявить себя столичной публике.

— Островский — наше все, — улыбается Соломин, — опора, надежда, школа. У нас идет тринадцать его пьес. Вот и говори после этого, что несчастливое число, если практически на каждом спектакле свободные места в зале по пальцам пересчитать можно. Причем не только на относительно новых постановках, но и на тех, что идут больше 20 лет. Для нашей культуры, для русского театра Островский вечен. Мне думается, что любая его пьеса сегодня важнее для нашего общества, чем все те дебаты, которые ведутся в прессе и на телевидении о будущем страны, поиске национальной идеи или воспитании молодого поколения.

И вот впервые за четверть века своего существования фестиваль получил поддержку от государства: в рамках программы «Большие гастроли» в Москву приехал Рижский русский театр имени Чехова. Вторым гостем издалека стал Югославский драматический театр из Белграда.

— Островского не так часто ставят в Белграде, — признается сербский режиссер Эгон Савин, — но если это происходит, то за постановку, как правило, берутся известные режиссеры, и спектакль становится событием. Впервые я обратился к его драматургии почти пятнадцать лет назад. Это был «Лес». Пьеса показалась настолько многослойной, что вскоре я поставил ее уже в Будапеште в совершенно другой трактовке. Привезенное в Москву «Доходное место» идет третий сезон. Публика его любит, ведь она воспринимает русских авторов как своих. Я знаю, что говорю, ведь мне приходилось работать не только с Островским, но и с Гоголем, Достоевским, Чеховым. Конечно, берясь за ваших классиков, режиссер отчасти адаптируют материал под сербский менталитет, но здесь много похожего.

«Островский в доме Островского» — фестиваль не рейтинговый, там нет ни первых, ни последних. Главной наградой являются аплодисменты зрительного зала. Впрочем, с этого года к ним в придачу каждый коллектив будет увозить бронзовую статуэтку, уменьшенную копию памятника «русскому Шекспиру».


Фото на анонсе: maly.ru