Ефремов взялся за топор

Денис СУТЫКА

01.02.2018


«Не становись чужим»
Гарольд Пинтер

Театр «Современник»

Режиссер: Сергей Газаров

Сценограф: Евгений Митта

В ролях: Михаил Ефремов, Иван Стебунов, Владислав Ветров, Елена Плаксина, Дмитрий Смолев, Илья Древнов и другие. 

Сергей Газаров поставил в «Современнике» спектакль «Не становись чужим» по пьесе «Возвращение домой» английского драматурга Гарольда Пинтера. Главную роль режиссер доверил Михаилу Ефремову — и не прогадал.

Если для «Современника» это первое обращение к драматургии нобелевского лауреата Гарольда Пинтера, то Газаров хорошо знаком с «Возвращением домой». В начале двухтысячных режиссер уже обращался к этой пьесе в Театре Армена Джигарханяна. Тогда главную роль исполнил сам Армен Борисович.

На сей раз постановщик сделает ставку на Михаила Ефремова. Артист играет 70-летнего старика, мясника в отставке, живущего под одной крышей с двумя сыновьями — Ленни (Илья Древнов) и Джоем (Дмитрий Смолев), а также младшим братом, лучшим шофером Лондона Сэмом (Владислав Ветров). Сценограф Евгений Митта вместе с режиссером создали на сцене привычный для героев, но довольно странный для зрительского восприятия мир. На стене висят топорики да разделанная тушка коровы, (видимо, ностальгия Макса по молодости), большой стол в центре сцены огорожен рингом. Увалень Джой все надеется стать чемпионом по боксу.

Отношения в этой семейке такие же чудаковатые, как и убранство дома. Фразы — старый пердун, грязная шлюха, сучонок — органично дополняют приветствие «доброе утро, сэр!». А иногда и заменяют его. Зуботычины, оскорбления, тумаки — часть ежедневного ритуала.

Поначалу жизнь Макса кажется адом, но постепенно зритель принимает правила игры, и уже то, что поначалу казалось отвратительным, становится вполне терпимым. Да, и так люди живут. За агрессией вдруг неожиданно проступает скупая мужская нежность, а за каждой зуботычиной — живое и искреннее участие в жизни родственников. Режиссер и команда актеров довольно ненавязчиво раскрывают этот перевертыш. Впрочем, и психологические рисунки ролей, характеры своих персонажей артисты выстраивают довольно изящно и тонко. Основное действие начинается, когда из Америки приезжает погостить третий сын Макса — Тэдди (Иван Стебунов) — и знакомит семью со своей женой Рут (Елена Плаксина). Старший сын стал преподавателем философии, выбился в люди, оторвался от ненавистного образа жизни и теперь с легким презрением смотрит на свою диковатую родню. Кажется, он и есть тот самый положительный герой, пример которого доказывает, что, даже живя в довольно специфической семье, при желании можно добиться успеха. 

Однако Пинтер, чью пьесу можно отнести к абсурдистской, не так-то прост для логического понимания. Газаров обращается к извечному конфликту отцов и детей. К семье, в которой люди почему-то начали позволять себе то, что, к примеру, не дозволено в приличном обществе. Здесь вам и актуальная тема домашнего насилия, и эксплуатация одного члена семьи другим, и психологический абьюз. Ближе к финалу, позарившись на красоту Рут, четверо мужчин начинают прямо при муже откровенно приставать к ней, предлагая разделить с ними скромное жилище, а заодно и постель. А для того чтобы она ни в чем не нуждалась, отправиться на панель. Самое удивительное, что подобное предложение никоим образом не коробит ни Тэдди, ни саму Рут. Она всерьез обсуждает перспективы такой затеи и даже выставляет свои условия. Бывшая модель, привыкшая к вниманию и восхищенным взглядам, Рут так же, как и Тэдди, сбежала из маленького городка. Для нее все происходящее — мини-спектакль, которым она искренне увлекается, чувствуя себя в центре внимания. В заключительном монологе, обращаясь к домашним, Тэдди произносит: «Вы темные. Вы все… И дело тут не в уме, а в мировоззрении». Он собирается уехать и оставить жену, на что Рут замечает: «Не становись чужим». В таком прочтении остроумная драма с элементами комедии и абсурда обретет более глубинное звучание. Ведь кто на самом деле страшнее — убогий и ограниченный Макс и его домочадцы или милый мальчик Тэдди, сначала просто и цинично отказывающийся от своей семьи, а теперь готовый бросить жену на растерзание своей родни?


Фото на анонсе: Сергей Петров/sovremennik.ru