На свидание с собой

18.01.2018

Елена ФЕДОРЕНКО


«Шагает солнце по бульварам»

Театр «Современник»

Режиссер: Полина Рашкина

Художник–постановщик: Мария Акопова

Видеоряд: Светлана Бодрова

В ролях: Дарья Белоусова, Елена Козина, Полина Пахомова, Полина Рашкина, Виктория Романенко, Наталья Ушакова, Дмитрий Гирев, Иван Забелин, Николай Клямчук, Илья Лыков, Василий Мищенко, Глеб Осипов, Евгений Павлов, Дмитрий Смолев, Семен Шомин

Московский театр «Современник» представил премьеру спектакля «Шагает солнце по бульварам».

Название выбрано точно и понятно. Во-первых, песня Арно Бабаджаняна, сочиненная в годы, когда умели придумывать запоминающиеся мелодии, жива и любима. Во-вторых, «Современник» тоскует по бульвару: родной дом на Чистопрудном все еще закрыт на ремонт. Премьеру сыграли во временном пристанище — Дворце на Яузе, который намоленным театральным местом никак не назвать. В его славной вековой истории самые заметные события — встречи гостей: презентации фильмов, проведение рок-парадов и фестивалей всех мастей, съемки телепрограмм, от ранних «Голубых огоньков» и КВН до нынешней «Романтики романса».

«Шагает солнце по бульварам» — первая московская премьера года 2018-го — обнародована в дни каникул, когда в очередной раз телеканалы старались убедить страну, что натужный гламур новоиспеченной эстрады — тоже искусство.

Фото: Сергей Петров/sovremennik.ruСпектакль этот, однако, в планах театра не значился, появившись на свет удивительным образом. В конце октября «Современник» выступил с вечером под названием «Олег Ефремов. Посвящение». Пригласили оркестр, спели хиты шестидесятых, почитали стихи прошедших лет — вспомнили отца-основателя. Концерт получился сердечным и подарил столько эмоций, что расставаться с ним оказалось непросто. Как продлить праздник, придумала Евгения Кузнецова, отвечающая за литературные дела театра. Звонкая молодежь подхватила идею «переформатировать» разовый показ в репертуарный спектакль. Скорректировали состав участников, подготовили оформление, выстроили драматургию, придумали название и посвятили музыкальный вечер эпохе основания театра и стоявшим у его истоков людям. Уложились в рекордные два месяца.

В «Шагает солнце по бульварам» случилась странная и удивительная реинкарнация студийного духа и некоего компанейского начала, что отличали бездомный «Современник» в пору его рождения в 1956-м. Тогда еще никто не понял, что Ефремов принадлежит к той редкой породе художников, что не только живут в определенную эпоху», но и сами ее формируют. Просто молодые актеры, вчерашние выпускники, поверили его человеческой надежности и загорелись его желанием создать театр из тех, кто сходится в семью «на одном дыхании, едиными мыслями и общей верой».

Оказалось, что это близко и «внукам» начинателей — нынешней поросли «Современника». Секрет успеха спектакля в его обаянии — актерском и человеческом, в пьянящем азарте игры. Вроде бы простейший ход: артисты подходят к микрофону (соло, дуэтом или ансамблем), поют, отступают, пританцовывают, перевоплощаются и потом раскалываются. Кажется, что они, как и те, кто был молод шесть десятилетий назад, сейчас побегут на литературный диспут в Политехнический, а потом соберутся за столом с немудреной закуской, чтобы замутить-задумать что-нибудь непривычное.

Фото: Сергей Петров/sovremennik.ruК лицу барышням женственные силуэты платьев с облегающим лифом, расклешенные юбки, элегантные воротнички, изящные пояса. Парням идут брюки-дудочки и перекинутые через плечо пиджаки. Художественный образ постановки — достойный дебют художницы Марии Акоповой. Правда, спектакль производит впечатление коллективного творчества, удачный результат которого все-таки зависит от «головы». Нелегкий режиссерский груз взяла на себя молодая актриса Полина Рашкина. Ни в чем не копирует образцы музыкальных жанров предшественников и растиражированных концертных форматов. Придуманные пластические зарисовки (работа Евгения Павлова) между вокальными номерами не позволяют действию члениться на отдельные фрагменты. К любой песне (педагог по вокалу Алла Тарасова) — свой подход, будь то переиначивание слов на манер капустника или подчеркнуто строгая академически сдержанная манера исполнения. Песни — разухабистые, мечтательные, озорные, лукавые, ласковые — соединены смыслами, замешанными на перекличке времен и поколений. Действие строится отнюдь не на отрицании по принципу «мы — другие». Скорее, на поисках общего: «мы хотим быть такими, как вы, и стараемся сохранить традиции». Энергии добавляет живая музыка. На сцене оркестр под управлением маэстро Вячеслава Ахметзянова, он же — автор аранжировок.

Песни складываются в цветной и радостный мираж. Зрители, что постарше, не скрывают ностальгии, слушая про «Эти глаза напротив, калейдоскоп огней» Давида Тухманова, или вспоминают свои летние дожди и грозы под песню Андрея Петрова «А я иду, шагаю по Москве».

Отдельные композиции имеют персональные посвящения. «Нежность» Александры Пахмутовой в исполнении голосистой Полины Пахомовой звучит в честь Олега Ефремова. Бабаджаняновским «Ноктюрном», страстно и отчаянно спетым Ильей Лыковым, вспоминают хрустальную, искреннюю Лилию Толмачеву. «Человек из дома вышел» Станислава Пожлакова задорно разыгран ансамблем и посвящен великому Евгению Евстигнееву. 

Фото: Сергей Петров/sovremennik.ruВасилий Мищенко — самый «взрослый» участник постановки, знавший «основателей» и работавший вместе с ними, проникновенно и элегантно, не копируя авторских интонаций Владимира Высоцкого, поет «Я не люблю фатального исхода, от жизни никогда не устаю». На большом экране в это время — Игорь Кваша, ироничный интеллектуал. Фантастически прекрасный видеоряд, собранный телевизионным режиссером Светланой Бодровой, во многом определяет чистый тон спектакля. Созвучный словам Булата Окуджавы: «Былое нельзя воротить — и печалиться не о чем, у каждой эпохи свои подрастают леса...». Кино- и фотодокументы сопровождают действие. Сцены из ставших легендами спектаклей, страстные репетиции, буйные ночные обсуждения, где сообща принимались любые творческие решения, вдохновенные глаза зрителей в переполненном зале, очереди в кассы театра, зарисовки старой Москвы... Эпиграфом — фрагмент кинофильма «Король-олень» — тот, где Волшебник с внимательным прищуром Олега Ефремова исполняет «Каватину Дурандарте» Микаэла Таривердиева: «Куда нам деться от своих ролей — злодеев, царедворцев, королей». Словно делится непростым актерским счастьем, какому посвятил жизнь. Не раз во время происходящего возникает впечатление, что экранные герои сочувственно всматриваются в нас, сегодняшних, с любопытством разглядывают каждого. И напоминают о том, как жили они.

Успеху немало способствует и умение переключать настроения: от печали к радости, от серьеза к шутке. Вот — хроника: советские служащие спешат в огромную столовую, поварихи в накрахмаленных колпаках колдуют над дымящимися чанами, улыбающиеся официанты торопливо раскладывают котлеты по тарелкам, а на сцене — Дмитрий Смолев залихватски заводит песню Нино Рота «Люблю я макароны».

В финале кураж сметает барьеры. Все, кто на подмостках, вместе со зрителями, признаются в любви к Галине Волчек за тот демократический дух, что отличал «Современник» молодых лет, сохраняемый ею и ныне. Новорожденные «волчата» — поющие, танцующие, озорные, задорные — ее гордость. Во славу отважного и светлого таланта Галины Борисовны поют песню «Я встретил девушку, полумесяцем бровь, на щечке родинка, в глазах любовь».


Фото на анонсе: Сергей Петров

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть